15 октября 2020 г. прошел первый день научно-практической конференции "Свято-Николаевские чтения" Новосибирской православной духовной семинарии, проводимой при информационной поддержке Учебного комитета Русской Православной Церкви и Фонда Президентских грантов.
Протоиерей Максим Мальцев выступил с докладом.
Священнослужители Кузбасса - участники Великой Отечественной войны
Русская Православная Церковь на протяжении своей тысячелетней истории неоднократно переживала вместе со своим народом беды и тяготы военного времени. К началу Великой Отечественной войны над самой Церковью в СССР нависла угроза полного уничтожения. В стране была объявлена «безбожная пятилетка», в ходе которой советское государство должно было окончательно избавиться от «религиозных пережитков».
К 1941 г. Русская Православная Церковь имела 3732 действующих храма, причем из них 3350 церквей находились на территориях, вошедших в состав СССР в 1939-1940 гг. В 1938 г. в СССР не существовало ни одного действующего монастыря. Из высшего духовенства в предвоенные годы на кафедрах оставалось четыре человека: два епископа и два митрополита, которые и составляли все управление Церкви на территории СССР. С 1918 г. не созывались ни Поместный, ни архиерейские Соборы.
На территории Западной Сибири к 1937 г. все архиереи были арестованы и расстреляны, такая же участь ждала и других священнослужителей. Решениями исполкома Новосибирской области, а еще ранее Западно-Сибирского края, в 1931-37 гг. на территории Кузбасса было закрыто 40 церквей и молитвенных домов, с 1939 по 1942 гг. – 70. В итоге, к моменту образования Кемеровской области в январе 1943 года все действующие православные храмы на её территории были ликвидированы, кроме Покровской церкви в Прокопьевске.
Великая Отечественная война, став тяжелым испытанием для всего народа, спасла Русскую Церковь от полного уничтожения. В этом, несомненно, проявился Промысел Божий и Его благое произволение о России.
Начавшаяся война расстроила задумки безбожников и отвлекла от исполнения планов, согласно которым к 1943 году в Советском Союзе не должно было остаться ни работающих церквей, ни священников при них.
Гонимая Церковь в нашей стране с первых дней войны заняла патриотическую позицию и приняла активное участие в оказании помощи государству. Сбор средств в Фонд обороны, на подарки Красной армии, помощь сиротам, воинам-инвалидам, семьям погибших составляли основную часть внешней деятельности Русской Православной Церкви в годы войны. Была еще одна важная форма деятельности – молебны о победе русского воинства.
В Красной армии не могло быть военных священников, но были призванные в нее монахи, диаконы, священники. Нельзя подсчитать, сколько представителей православного духовенства погибло на этой войне, т.к. никто в свое время не вел такого учета. Да и многие священники к началу 1940-х годов либо были арестованы и находились в лагерях, либо попросту остались без приходов, без паствы, без какого-либо официального статуса.
Начало новому этапу государственно-церковных отношений положила встреча в Кремле митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) с И.В. Сталиным 4 сентября 1943 г.
В стране, и в Западной Сибири в частности, начинается возрождение религиозной жизни. В августе 1943 г. на Новосибирскую кафедру был назначен архиепископ Варфоломей (Городцев). В состав Новосибирской епархии тогда вошла и Кемеровская область.
Открытие первых православных храмов в Кузбассе начинается с 1945 г. Во вновь открываемые храмы нужны были церковно- и священнослужители. Ими становились бывшие фронтовики. К служению вернулись уцелевшие в битве с фашизмом священники, это поприще избрали и просто воцерковленные люди, утвердившиеся в вере после перенесенных на войне испытаний.
Об участии священнослужителей нашей области в Великой Отечественной войне рассказывают стенды выставки в Кемеровском епархиальном управлении, оформленной к 75-летию Великой Победы. О нелегкой судьбе некоторых, чей земной путь закончился в Кузбассе, наш дальнейший рассказ.
В судьбе иерея Григория Кошелева слились воедино военная служба и служение Богу. В разные периоды своей жизни и истории страны он надевал погоны и дважды возвращался к пастырскому служению.
Родился Григорий 17 января 1898 года на территории современной Пензенской области Керенского района села Выша. В начале 1917 года был призван на фронт Первой мировой войны, с 1918 года участвовал в Гражданской войне в составе Красной армии, получил ранение. В мирное время принял сан диакона и служил в Пензенской области. В 1942 году из Новосибирской области, куда семья переселилась в 1937 году, был призван на фронт уже Великой Отечественной войны. Как и многим, выпали на его долю годы невероятных испытаний и разлуки с родными. На фронте был до конца войны. В 1955 году диакон Григорий рукоположен во священника. С 1965 года служил в храме Прокопьевска. Даже выйдя за штат по состоянию здоровья, батюшка направлялся замещать уходящих в отпуск священников в разных храмах области. Скончался священник 24 августа 1971 года в Новокузнецке.
Солдатом на войне был иерей Михаил Соболев. Родился он 2 сентября 1906 года в Тобольской губернии в семье священника. Церковное служение начал псаломщиком в 1921 г. в селе Борисоглебском Мариинского уезда Томской губернии (ныне – Кемеровская область). В 1926 г. рукоположен во диакона, а через два года – во священника. В 1930 году после закрытия храма в селе Усманском, где служил отец Михаил, его отправили на трудовые работы, как тунеядца. После освобождения более 10 лет проработал Михаил Соболев бухгалтером на различных предприятиях Томска. А в 1944 году пришло время встать на защиту Отечества и Михаилу Георгиевичу. В январе он был призван на фронт Томским РВК в возрасте 37 лет. Воевал на 1-м Украинском фронте. Удостоен двух благодарностей Верховного главнокомандующего. Награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медалью «За боевые заслуги». Очевидно, на фронте пришло решение вернуться к служению духовному. С 1947 года служил в разных храмах Сибири, в том числе и Кузбасса. Последнее место служения – Ильинский храм в г. Тайге. Отошел ко Господу иерей Михаил Соболев 25 декабря 1959 года в возрасте 53-х лет после тяжелой болезни.
Василий Иванович Сокольников к церковному служению пришел после войны. Он родился в 1903 г. в семье крестьянина села Шиняево современной Томской области. С детских лет тяготел к церкви, очень любил богослужение. До войны жил и работал в Кузбассе. В 1941 г. был мобилизован, прошел всю войну, до 1945 г. После победы находился на гражданской работе, а затем принял монашеский постриг с именем Василид. В 1958 г. рукополагается во иеродиаконы, в 1967 г. во иеромонахи. Служил в храмах Иркутской области. В 1973 г. вышел за штат, проживал в Кемеровской области, совершал богослужения в храмах Кузбасса, заменяя ушедших в отпуск священников. Скончался иеромонах Василид 25 апреля 1985 г. в селе Таежно-Александровка Мариинского района.
Протоиерей Максим Яковлевич Штонь родом с Тернопольщины, родился в 1906 году в верующей крестьянской семье. Сам крестьянствовал и пел в хоре православной церкви. Когда в 1944 году Тернопольщину освободили от немцев, Максима Штоня призвали в Красную армию. Участвовал в боях в Финляндии и Германии, трижды был ранен. Вскоре после Победы демобилизовался. Из боевых наград известно только об ордене Отечественной войны I степени. С 1950 года жил в Кемеровской области. В Ильинской церкви Осинников он был певчим, потом штатным псаломщиком. В 1956 г. рукоположен во диакона, а в 1958 епископом Новосибирским и Барнаульским Донатом – во священника. Вся последующая жизнь была посвящена службе Богу и людям в храмах Осинников, Кузедеева, Белова, Тайги. Отошел ко Господу протоиерей Максим Штонь 27 марта 1995 года, похоронен в Малиновке, где прошли их с матушкой последние годы.
Хомутов Сергей Александрович родился 5 мая 1924 года в православной семье в г. Кузнецке (ныне Новокузнецк). В июне 1941 года, окончив семилетку, поступил на курсы чертежников, которые окончил в 1942 и работал по специальности. В 1944 году молодого чертежника призывают в армию. Воевал в артиллеристской части в составе Третьего Белорусского фронта. По молитвам родителей войну прошел без единого ранения. Победу встречал в Восточной Пруссии в звании ефрейтора. За боевые подвиги отмечен правительственными наградами: медалями «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией». Вернувшись в 1947 году в родной Сталинск (Новокузнецк), работал художником на Кузнецком металлургическом комбинате. Но вскоре оставил эту работу и был принят послушником в Свято-Никольский храм. 5 октября 1958 года рукоположен в сан дьякона, в сан иерея – 7 июля 1959 года. Началось священническое служение, которое продолжалось более полувека. Служил в разных храмах области. В годы антирелигиозной хрущевской кампании отцу Сергию пришлось понести немало скорбей. Однако он сумел в богоборческие годы выстроить каменный храм вместо ветхого деревянного в селе Кузедеево. Сам же его и расписал. Во всех храмах, где довелось служить батюшке, остались написанные им иконы. Долгое время нес послушание духовника Кемеровского благочиния. Последнее место служения – храм п. Темиртау Таштагольского района. Там он служил с 1987 года, с нуля отстроив храм. В 2008 году, к 50-летию своего священнического служения, митрофорный протоиерей Сергий Хомутов удостоен ордена преп. Сергия Радонежского III степени. 16 января 2015 года был пострижен в великую схиму с наречением имени Сергий. 28 сентября 2016 года иеросхимонах Сергий отошел ко Господу. Погребен на территории выстроенного им храма, места последнего служения.
Иерей Николай Ермолаев второй слева.
Николай Иванович Ермолаев родился в 1895 г. в Енисейской губернии. В 1928 г. был рукоположен в сан диакона, в 1929 г. – во священника. Служил в сельской местности, а с 1932 г. – в соборном храме Красноярска. В 1935 г. арестован и осужден по ст. 58 п. 10 к семи годам ИТР по обвинению «во враждебном настрое по отношению к советской власти и ее руководителям, систематической организации антисоветской агитации среди населения». 15 июля 1942 г. освобожден и призван в ряды Красной армии. Служил медицинским работником с 1942 по 1945 гг., дважды был ранен, один раз контужен. За участие в боевых действиях судимость была снята. После войны иерей Николай Ермолаев служил в храмах Красноярска и в Иркутской епархии, а с 1956 г. – в храмах Новокузнецка. После выхода за штат продолжал служение, заменяя священников в Новокузнецке и в Осинниках. Скончался 4 августа 1982 г. в Новокузнецке. Реабилитирован только 17 февраля 1997 г., через 15 лет после смерти.
Разные люди, непростые судьбы. К служению Богу и людям каждый из них пришел своим путем. Но когда грянула война, надели они солдатские шинели и встали на защиту своего Отечества от страшного и вероломного врага.
Каждая эпоха по-своему испытывала патриотизм верующих, постоянно воспитываемых Русской Православной Церковью. И каждая эпоха сохранила в церковной истории, наряду с высокими образами святых и подвижников, примеры патриотического служения Родине и народу лучших представителей Церкви.
Осуждая захватническую войну, Церковь во все времена благословляла подвиг обороны и защиты родного народа и Отечества. Тот факт, что духовенство и священноначалие Московской Патриархии, несмотря на свое отчаянное положение в условиях преследования со стороны коммунистической власти, сохранило трезвость ума, верно оценило грозные перемены и истолковало цели нацистского руководства в отношении России, не должен быть забыт или извращен. Это особенно важно в условиях современного информационного пространства, когда человек, интересующийся историей Православия, неизбежно сталкивается с огромным количеством противоречивых оценок исторического прошлого Русской Православной Церкви.