Приход святого благоверного князя Димитрия Донского - Свято-Никольский храм в селе Арсентьевка. Никольская часовня-храм в деревне Дмитриевке.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Кемеровская епархия, 2-е Кемеровское благочиние
Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего Аристарха, митрополита Кемеровского и Прокопьевского

Свято-Никольский храм в селе Арсентьевка. Никольская часовня-храм в деревне Дмитриевке.

             Свято-Никольский храм в Арсентьевке.

 


 

       Относительно образования поселка существует легенда. Жил когда-то давно охотник. Был он мужественный, сильный, настоящий мужчина. Звали его Арсений. Не зря так звали, в переводе с греческого имя это значит «мужественный, мужской».  Промышляя охотой, ходил Арсений в тайгу за многие километры, добывал и лося, и медведя. В тайге дебри непролазные, от гнуса и комарья никакого спасения. А он избушку срубил, чтобы было где отдохнуть от дальнего пути, согреться зимой от стужи, летом спрятаться от не дающих покоя комаров и мошек.

       Но вот появились в этих местах люди, переселенцы. Стали тайгу вырубать, селиться в округе, по берегу реки, Кайгуром называемой.  Так  появился поселок, названный Арсениевским, по имени этого  охотника. Может, и не так всё было, как знать. Много воды утекло с той поры.

         Произошли указанные события в начале двадцатого века. Именно с этого времени ведет свою историю поселок Арсениевский (название Арсентьевка  появляется в документах с 1922 года). Являясь сегодня административным центром одной из территорий Кемеровского муниципального района, село это до 2005 года входило в состав города Березовский. Это одно из ранних поселений на его территории.  В.Д.Чворо в  книге «Город угля и молодости» говорит о том, что точное время самых первых поселений установить трудно. Но «достоверно известно, что возникновение сначала хуторов, а затем деревень связано с переселением в Сибирь в целях освоения новых земель огромной массы людей из разных областей Российской территории».

       По свидетельству очевидцев, в Арсентьевке «на пригорке стояла небольшая церковь». Материалы Томского и Кемеровского государственных архивов помогли восстановить историю этой сельской церкви.

         Она начинается с мая 1912 года, когда   из Москвы прибыла в поселок Арсениевский, относящийся к Томскому уезду Томской губернии, походная церковь в честь святителя Николая Чудотворца.

В ведомости о церкви читаем: «По штату при ней положены: один священник  и один псаломщик. Жалованья положено: священнику 600р. и псаломщику 200р. в год».  

В «Послужном списке» за 1912 год священником значится Василий Алексеевич Георгиевский, 30 лет, сын дьякона.   По окончании  пастырских курсов, уже будучи диаконом, отец Василий был рукоположен в священники и 15 мая 1912 года назначен на священническую вакансию в поселок Арсениевский. Первым псаломщиком Никольской церкви стал  Иосиф Ювженко, двадцати одного года от роду. 

        Храм, куда по воле Божией прибыли отец Василий и Иосиф, имел 99 десятин «лесной заросли», никаких доходов не приносящей. Утвари  тоже было недостаточно. Не хватало книг «для церковного круга», церковная библиотека лишь «заводилась». Все начал наживать приход силами и средствами прихожан.Здание храма так и не было построено, службы велись в молитвенном доме. В акте о передаче ценностей в связи с ликвидацией церкви от 31 января 1930 года значится дом деревянный 15 на 15, избушка 6 на 6 деревянная,  колокольня  высотой 18 аршин, колоколов на ней было три: один 10 пудов 15фунтов, два  -  в два пуда.  

       Первым старостой в приходе был избран крестьянин Григорий Балабов.  В Сибирь Балабовы приехали в 1910 году. В семье было семеро детей: Герасим, Василий, Вера, Надежда, Любовь, Мария, Нина. Жена его  Степанида Николаевна пела на клиросе, пекла просфоры. 

Семья Г. Балабова

        Прихожанами Никольской церкви стали жители соседних деревень: Олениевской, находящейся в версте от поселка, за речкой, Сосновской (в 3 верстах), Бирюлинской (в 4 верстах), Усть-Ербакской и Кайгурской (в 7 верстах находившихся). В 20-х годах ХХ века в состав прихода входили жители деревень: Больше - Карбышевка, Ломовое, Васильевских хуторов.

       В приходе по данным «Ведомости о церкви» числилось 351 хозяйство, число душ мужского пола составляло 334. Кроме того, в пределах прихода иноверцев значилось 18 домов с 21 мужчиной, раскольников – 32 с 29 мужчинами.  

         Православный  приход в поселке Арсениевском жил своей размеренной жизнью, увеличивался за счет естественного прироста населения и новых переселенцев. Прихожане все были одного сословия – крестьянского.

Война 1914 года уменьшила количество прихожан мужчин, был призван и псаломщик Иосиф Ювженко, об этом сделана запись в «Ведомости о церкви за 1914 год».  Имеются сведения, что И. Ювженко в армии не был, а продолжал служить в других приходах Томской епархии. В 1920 году рукоположен во священника. Пастырская деятельность его продолжалась до 1932 года. В 1937 году батюшка был расстрелян по обвинению в организации "контрреволюционной деятельности".

 28 сентября 1915 года исполняющим должность псаломщика Арсениевского храма назначается заштатный псаломщик Симеон Юрьев. В том же году в приходе новый священник – отец Иаков Сырачев. По данным «Ведомостей за 1917 год» новым старостой избран Емельян Шуговитов.

        10 июля 1918 года  новым настоятелем назначается священник Афанасий Угольников, принятый на службу из Омской епархии.  Известно, что с 16 сентября 1918 года псаломщическое место свободно.

         Как складывалась приходская жизнь в последующие  годы, документальных сведений не имеется. Почему и   при каких обстоятельствах покинул приход его последний настоятель,  неизвестно. По воспоминаниям старожилов знаем, что в 1920-е годы храм окормляли священнослужители из Барановки.

                 У новой власти с Церковью отношения складывались достаточно сложные.  По новому законодательству необходимо было создавать религиозные общины, устав и регистрировать их в местных Исполнительных комитетах. От общины требовалось брать в аренду национализированные здания храмов и церковную утварь.

                   20 ноября 1922 года уполномоченный арсениевской общины Петр Мельников подает в Щегловский отдел управления Исполкома заявление с просьбой зарегистрировать общину и ее устав. На обратной стороне заявления надпись: «…община православного вероисповедания при церкви села Арсентьевского не противоречит юридическим нормам советского законодательства в области открытия подобных общин».

         Ничего своего у прихода уже не было. Ни 99 десятин земель «лесной заросли», ни колокольни, ни здания, построенного прихожанами на собственные деньги, ни утвари. С властями составляются унизительные договоры, ведется длительная переписка.

        В январе 1930 года Кузнецкий окрадмотдел получает выписку из постановления президиума ОКИКа  по делу о ликвидации в поселке Арсентьевском Щегловского района церкви и «предлагает объявить решение СКИКа заинтересованным группам верующих, если в установленный срок жалобы со стороны верующих не последует, то надлежит в соответствии с постановлением СКИКа передать здание церкви для культурных надобностей, в противном случае до вынесения постановления ВЦИКом о дальнейшей судьбе этой церкви, здание и культовое имущество изъятию из пользования верующих не подлежит».

              31 января 1930 года комиссия в составе помощника начальника Щегловского райисполкома И.П.Лапиной, председателя Арсентьевского сельсовета С. С. Галавацкого произвела передачу ценностей ликвидированной церкви Арсентьевской общины.

          Здание было разобрано и продано под магазин, впоследствии под частный дом. Один из колоколов служил в пожарной части поселка Барзас.

          Столь кощунственное  закрытие церкви в  Арсентьевке – лишь  одно  из многочисленных дел по закрытию храмов в стране. Есть сведения о том, что к 1940    году    церковные    общины    на территории современной Кемеровской    области    прекратили    свое существование.  

         Почти через 70 лет после ее закрытия, в ходе знаменательной для возрождения Православия в Кузбассе акции – крестного хода с обновившейся иконой святого князя Владимира, на месте бывшего Никольского храма был установлен поклонный крест, совершен молебен. И теперь ежегодно 22 мая, когда Православная Церковь празднует день памяти Николая Чудотворца, к поклонному кресту совершается крестный ход.

 

                                                                           

             27 мая 2001 года в Арсентьевке на пустыре между школой и кладбищем было освящено место под строительство нового храма. Чин освящения совершил благочинный Второго Кемеровского округа протоиерей Дмитрий Мошкин.

В этот же день состоялось первое приходское собрание, на котором был  избран Приходской совет, и началось строительство храма. Строили его всем миром, помогали, кто чем мог, находились жертвователи.

С 2004 года в храме начали совершаться богослужения. Отделочные работы продолжались до 2007 года. 28 мая 2007 года, в День Святого Духа,  к 95-летию прихода, церковь была освящена    чинопоследование  совершил  Преосвященнейший    Аристарх, епископ Кемеровский и Новокузнецкий.

Встреча владыки Аристарха

Освящение храма

      А к престольному празднику 2007 г. в храм прибыли из Воронежа колокола, отлитые на колокололитейном заводе. Изготовлены они были на пожертвования прихожан и местных благотворителей. 19 декабря, в день памяти святого Николая Чудотворца, 5 колоколов были освящены.  

Освящение малой звонницы

        Осуществилась долгожданная мечта местных жителей: на праздник Рождества Христова 2008 года звон колоколов зазвучал над Арсентьевкой.

              Мы верим, что на месте порушенного Никольского храма в Арсентьевке Ангел-Хранитель совершал все эти годы литургию. Оскверненная и уничтоженная святыня ждала своего возрождения. И чудо совершилось – Никольский храм восстановлен.

          В мае 2012 года приходу исполнилось 100 лет. 

                           

                            Храмовая икона cвятителя Николая                   

Внутреннее убранство Никольского храма.

У поклонного креста в престольный праздник после молебна. 

 

 

  Слава Богу за все!

 

 

 

Никольская часовня в деревне Дмитриевке.

 

 

   

       Образование  деревни Дмитриевки также связано с переселенческой волной Столыпинской аграрной реформы. Точная дата её основания неизвестна. Церковная ведомость за 1912 год, сохранившаяся в Государственном архиве Томской области, свидетельствует о том, что состояла деревня к тому времени из 40 домов (хозяйств), в которых проживали 100 мужчин и 103 женщины.

    Церковь  появилась в Дмитриевке в 1912 году и освящена во имя Святителя и Чудотворца, Архиепископа Мирликийского Николая.  

      Церковь была «зданием походная», «утварью бедная». Все  имущество помещалось в двух ящиках, перечисление содержимого поместилось на восьми строках рукописного текста. Положенные по штату один священник и один псаломщик жалованье получали из Томской духовной консистории (1000 и 500 рублей в год соответственно). Домов для проживания клира церковь не имела.

      Настоятелем в приходе  с 5 февраля 1912 года числится Виталий Агафонович Сердобов. Происходил он из духовного звания, был сыном псаломщика. В 1887 году  окончил   курс Николаевского духовного училища Самарской губернии.

      Сорокадвухлетний батюшка ко времени поселения в Дмитриевке  уже вдовствовал. Старший сын, девятнадцатилетний Николай, учился в Томской духовной семинарии, а дочери  -  в Томском епархиальном женском училище: семнадцатилетняя Мария в 7,  пятнадцатилетняя Надежда – в 5 классе.

    Псаломщиком с 1912 года был Василий Данилович Головин. Происходил он  из духовного звания, был сыном диакона. Ко времени назначения в Дмитриевку ему  исполнилось 24 года.        

         В 1913 году из казны приходу отпущено 3 тысячи рублей на постройку причтовых домов. Они были построены «тщанием Переселенческого Управления» в 1914 году.

         В клировой ведомости за 1915 год указано, что церковь помещается в деревянном молитвенном доме.

        16 февраля 1914 года в Никольском приходе происходят изменения: священник Виталий Сердобов был переведен к церкви села Белогородского Мариинского уезда.  Служа в Белогородском, батюшка  ко дню Святой Пасхи 1916 года был награжден скуфьей.

         Впоследствии судьба отца Виталия   сложилась  трагически. Он был убит в ночь на Крещение 1919 года бандой Лубкова.

      Новый настоятель в Николаевскую церковь села Дмитриевского переводится из храма села Белогородского – это 30-летний Владимир Николаевич Писемский. Сын священника, он закончил Костромскую духовную семинарию по 2 разряду в 1907 году.        В соседней Рудниковке в школе преподавала  матушка  – 22-летняя Марина Павловна Писемская. Ко времени переселения в Дмитриевку в семье Писемских подрастало четверо детей: Николай, Валерий, Владимир, Тамара. Антонина родилась 10 июня 1915 года уже в Дмитриевке.

      С 4 февраля 1914 года псаломщиком в Никольской церкви служит Константин Иоаннович Устинов. Происходил он из крестьянской семьи, было ему 25 лет от роду. Был женат на Марии Кассиановне 23 лет, имел сына Ювеналия, родившегося в Дмитриевке 4 февраля 1915 года.

      Церковным старостой с 1913 года состоял крестьянин Алексей Викторович Пономарев.

       К сожалению, приходских ведомостей после 1915 года не найдено. Есть единственное сведение об утверждении на 1916-1919 годы старостой Михаила Рубцова.

       Весь 1919 год отряды красных партизан действовали, ведя бои  с  экспедиционными отрядами, милицией и дружинниками. Особенно в мае-июне  Щегловский и Мариинский уезды становятся местом настоящих боевых действий.  Именно на этот период приходится трагическая кончина матушки Марины Писемской. Сначала мы получили свидетельство Агнии Ивановны Струковой о том, что   супруга настоятеля церкви была жестоко казнена: ей отрубили голову на берегу реки Барзас в районе деревни Бердовка. Оказавшиеся там случайно рыбаки видели и слышали, как матушка, захлебываясь кровью, хрипела: «Томочка… Ниночка…»  О жестоком убийстве рассказывают в деревне многие и сегодня… Кто были эти жестокие убийцы?  А. И. Струкова называла их партизанами. Документально подтверждено, что произошло это в мае 1919 года.

       Несомненно, что трагическими для мирного  населения Дмитриевки и других деревень оказались события, связанные с Великим Сибирским Ледяным походом, проходившим на территории современного Кузбассе в конце 1919 года.   В декабре, вскоре после престольного праздника  местной Никольской церкви, под Дмитриевкой состоялись крупные боевые действия. Воспоминания о них разнятся некоторыми деталями, но все единогласны во мнении, что битва под Дмитриевкой была жестокой: обе стороны понесли невосполнимые потери, имелось огромное количество раненых, больных тифом, который свирепствовал в то время.

       В документах было найдено имя полкового священника Белой армии Николая Сырнева, который по каким-то причинам остался в Дмитриевке и в полковой метрической книге делал записи с 20 по 29 декабря 1919 года. Записи эти в основном касаются местных жителей. Значит, местного священника уже не было.

       Куда исчез священник Владимир Писемский – неизвестно. Одни жители деревни говорили, что он во время расправы с матушкой был расстрелян в районе Бердовки, другие – что успел собрать детей и  уехать. Есть документальные подтверждения, что из Дмитриевки он уехал, а в 1937 году был осужден на 10 лет ИТЛ за "вредительство". Реабилитирован 7 июня 1989 года. 

         След полкового священника Николая Сырнева обнаружился в архиве Новосибирской епархии. Из послужного списка известно, что   Сырнев Николай Васильевич родился в 1875 г. в с. Сретенском Нолинского уезда Вятской губернии в семье псаломщика Василия Сырнева. В 1898 г. окончил курс Вятской Духовной семинарии. По окончании семинарии рукоположен во священника. С 1898г.  служил в приходах Вятской епархии. В 1918-1919 годах был полковым священником в Белой армии. После окончания Гражданской войны с 1922 года отец Николай служил в приходах Новосибирской епархии. Скончался  в 1960 г. в возрасте 85 лет и похоронен на Заельцовском кладбище города Новосибирска.

Николай Васильевич Сырнев со своей женой Александрой Петровной. 1898 год.

      Оставшись осиротевшим, Никольский приход в Дмитриевке вскоре был закрыт. Клуб, организованный в здании храма, впоследствии раскатают по бревнышку и продадут. Затем на его месте построят новый, но он в 70-х годах ХХ века сгорит. Потом этот участок земли выделят под дачную застройку, но сгорит и дача.

        Сколько искалеченных судеб, израненных душ. Излечить душу гораздо труднее, чем тело. Много времени прошло с той далекой поры, менялись оценки, была предпринята даже попытка переписать историю…

       Православная Церковь молится за души павших, не деля их по классовому или по иному какому признаку, ведь все погибшие в то время – наши соотечественники, и все – жертвы.

         3 сентября 2000 года, в ходе крестного хода с обновившейся иконой князя Владимира, священнослужителями Второго Кемеровского благочиния на месте бывшего Никольского храма в Дмитриевке был установлен поклонный крест, а на бывшем доме для клира – памятная доска.

Единственное напоминание о храме - сохранитвшийся дом для клира.

        6 июля 2008 года было освящено место под строительство часовни-памятника. Памятник возводить решили на том месте, где когда-то стояла Никольская церковь, а при ней кладбище.

Освящение места под строительство часовни.

        2 августа 2011 года  часовня-памятник была освящена. 

 

 

         Освящение часовни 2 августа 2011 года

                                                                 Мемориальная доска перед входом

 

        Вновь отстроенная часовня – украшение деревни. Синий свод её с золотым куполом и крестом хорошо виден с Маринского тракта при подъезде к Дмитриевке.  

     К часовне приходят люди, чтобы помолиться о здравии своих близких, об упокоении тех, кто сложил свои головы в далёкие годы прошлого века, в страшное лихолетье. А это залог того, что подобное не должно повториться.

      Подробнее о приходах в Арсентьевке, Дмитриевке и некоторых других можно прочитать в книге "Очерки истории приходов на территории бывшего Барзасского района". Протоиерей Максим Мальцев. Кемерово. 2013 год.

 

 

 

 

 

 

Конструктор сайтов православных приходов