Приход святого благоверного князя Димитрия Донского - Зачем ворошить прошлое
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Кемеровская епархия, 2-е Кемеровское благочиние
Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего Аристарха, митрополита Кемеровского и Прокопьевского

Зачем ворошить прошлое

Зачем ворошить прошлое

Протоиерей Максим Мальцев рассказал о своей исследовательской работе и новой книге

 

Настоятель храма св. благоверного князя Димитрия Донского протоиерей Максим Мальцев в составе делегации Кемеровской епархии стал участником XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений, прошедших в Москве с 26 по 29 января.

Это крупнейший церковно-общественный форум. Работа Рождественских чтений прошла по 18 направлениям. В нынешнем году чтения посвящены 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, поэтому особое внимание уделялось вопросам духовных истоков Победы, жизни церкви в годы войны, примерам жертвенного подвига православных священников и мирян на фронтах и в тылу.

Протоиерей Максим Мальцев является председателем комиссии по канонизации святых Кемеровской епархии, редактором епархиальной газеты «Золотые купола». На Рождественских чтениях он выступил с докладом «Солдаты великой войны. Иерей Михаил Соболев – жизнь и служение» на конференции «Православное краеведение и просвещение».

– В Кузбассе несколько священников-фронтовиков, отец Михаил Соболев – один из них. Последнее его место служения – Ильинский храм города Тайги. Там он и похоронен, – рассказал отец Максим. – Но, к сожалению, могила Михаила Соболева до сих пор не найдена.

Отец Максим на протяжении нескольких десятков лет занимается исследовательской деятельностью и сбором материалов о людях, пострадавших за православную веру.

В конце 2019 года к 100-летию первых мученических подвигов была издана его книга «Христа не предавшие», третья в серии «Материалы по истории Русской Православной Церкви на земле Кузнецкой». Книга относит нас к событиям вековой давности, когда с началом Гражданской войны Русская Православная Церковь, не знавшая ранее массовых гонений на христиан, подвергается уничтожению, когда исповедание веры становится для православных настоящим испытанием. Эта книга об уроках Гражданской войны, о подвиге новомучеников, смысле их почитания и о памяти, без которой современность обречена на забвение.

– Кто такие мученики? Ответ очевиден – люди, перенесшие страдания. Но всякий ли страдающий, мучающийся – мученик? Мученики – это христиане, засвидетельствовавшие свою веру во Христа и принявшие мученическую смерть. Подвиги новомучеников и исповедников Церкви Русской (священнослужителей, монахов, мирян) приходятся на годы советской власти с ее антицерковной политикой. Сейчас нет препятствий к восстановлению памяти новомучеников, но и особого интереса к этой теме тоже не наблюдается, – рассказывает отец Максим. – Мой интерес вызван попыткой собрать сведения о людях для увековечивания их памяти. Чтобы имена и примеры их жизни не только стали известны нам, но и остались для потомков.

В основу книги отца Максима Мальцева легли разнообразные документы, преимущественно впервые вводимые в научный оборот. Это материалы государственного архива Российской Федерации (г. Москва), областных и краевых архивов Томска, Новосибирска, Омска, Красноярска, Кемерова, Барнаула, архива Ленинск-Кузнецкого района и др. Еще один важный источник – материалы научных библиотек и отделов фондов краеведческих музеев. Особую ценность представляют периодические издания начала XX века, сохранившиеся в упомянутых выше архивах, библиотеках, и встречи с родственниками, жителями населенных пунктов, где происходили события столетней давности.

В книге «Христа не предавшие» собраны истории 26 человек. Одна из них – история жены священника Марины Писемской. Марина Павловна – дворянка по происхождению. Была учительницей в соседней с Дмитриевкой деревне Рудниковке. Воспитывала пятерых детей.

Матушка Марина была убита красными партизанами в возрасте 26 лет. Ее обвинили в подготовке покушения на командира партизанского отряда Лубкова. Марину Павловну казнили вместе с председателем волостной управы, местным писарем и еще одним мужчиной. Их вывели за деревню и зарубили шашками. Небольшая публикация об этом есть в выходившей в Томске газете «Сибирская жизнь» за 1919 год. Отцу Максиму удалось найти не только эту заметку, но и уголовное дело священника, супруга Писемской. Он был арестован в 1937 году. В материалах дела есть упоминание о ее «активной борьбе против советской власти».

– К сожалению, не удалось найти потомков отца Владимира и матушки Марины. Возможно, кто-то еще откликнется. Я на это надеюсь, – отметил отец Максим. – Бывает, что люди читают чьи-то истории, у них возникает желание рассказать и о своих родственниках. Я понимаю, что со времен Гражданской войны уже больше века прошло. Свидетелей тех событий нет в живых, а их внукам, которые «помнят» о том времени по рассказам своих бабушек-дедушек, сейчас лет по 70-80. Но многие ли семьи хранят память об убиенных священниках? В этом наша трагедия: мы не знаем своего родства. В советские годы информация искажалась в угоду идеологическим установкам. Люди боялись говорить о репрессиях. Очень мало семей, где детям и внукам рассказывали о том, что их дедушка или бабушка пострадали в годы лихолетья. Все скрывалось. Это связано, с одной стороны, с горем, страданиями, которые пришлось пережить, с другой – желанием уберечь будущие поколения от проблем с властью. Если что-то и рассказывалось, то скудно и лишь в общих чертах.

Например, история священника Василия Никодимова. Он служил в селе Кольчугинское (ныне город Ленинск-Кузнецкий), был убит красными партизанами в 1919 году, когда волна террора захлестнула город Кузнецк и Кузнецкий уезд. Отцу Максиму удалось разыскать его внучку 1938 года рождения. Ее мать была дочерью отца Василия. Своей дочери она рассказала, кем был ее дедушка и что он погиб. В семейном альбоме сохранились его фотографии.

– Об обстоятельствах смерти дедушки она, конечно, больше узнала от меня. Я показал газетные материалы, архивные записи. Для меня же были очень ценны семейные фотографии, – подчеркнул отец Максим. – Гражданская война – страшное явление в истории нашего государства, это война братоубийственная. С противниками расправлялись со злобой и остервенением – зверства наблюдались как со стороны красных, так и со стороны белых. Русская Православная Церковь выстояла во всех потрясениях XX века, сохранила, несмотря на громадные потери, веру, традиции, свою организацию и свою паству. Церковь чтит пострадавших за веру безвинных жертв массовых репрессий, величая их новомучениками и исповедниками Церкви Русской. Сейчас многим кажется, что ошибки XX века уже далеко позади. От прошлого отмахиваются, мол, зачем ворошить старое. Но забвение не несет в себе жизни. Если мы поворачиваемся спиной к прошлому, оно нанесет нам удар в спину… Изучать историю и говорить о новомучениках просто необходимо – это наши корни, это память о тех, чьими подвигами Церковь наша выстояла, не погибла. А еще обращение к прошлому помогает получить энергию, чтобы двигаться дальше.

Оксана Стальберг. "Мой город" 21.02.2020.


Назад к списку

Конструктор сайтов православных приходов