ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ АЛТАЙСКОЙ ГУБЕРНИИ 1918-1919 гг. О ГОНЕНИЯХ НА ЦЕРКОВЬ
Мальцев М.А.
В страшную эпоху гонений на Церковь в России, начавшуюся в первые десятилетия ХХ в., множество мучеников, подобно первым христианам, проливали свою кровь за истину веры. В этом многочисленном ряду священнослужители и миряне Алтайской губернии, в 1918–1919 гг. первыми взошедшие на свою голгофу. В докладе на основе фактов, найденных в периодической печати того времени, воспроизведены свидетельства их мученической кончины. Многие документы, а также имена пострадавших вводятся в научный оборот впервые.
Ключевые слова: периодические издания, губерния, церковь, Гражданская война, преследования
PERIODICALS OF THE ALTAI PROVINCE 1918-1919 ON THE PERSECUTION JF THE CHURCH
Maltsev M.A.
In the terrible era of persecution of the Church in Russia, which began in the first decades of the twentieth century, many martyrs, like the first Christians, shed their blood for the truth of the faith. In this numerous series of priests and laity of the Altai province, in 1918-1919. the first ascended to his Calvary. The report, based on facts found in the periodical press of the time, reproduced the evidence of their martyrdom. Many documents, as well as the names of the victims are introduced into scientific circulation for the first time.
Keywords: periodicals, provinces, church, Civil War, persecution
100 лет назад Россия полыхала в огне братоубийственной Гражданской войны, в горниле которой погибли не только воевавшие, но и огромное количество мирных жителей. Среди них были церковно- священнослужители, миряне, они в 1918-1919 гг. первыми в сонме новомучеников взошли на свою голгофу. Алтайская губерния также пополнила их число.
Документом, определившим взаимоотношения государства и Церкви, стал вышедший в самом начале 1918 года декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Именно он послужил юридической основой к изъятию церковных ценностей, к закрытию монастырей и духовных школ, к противоправным судам и расправам над священнослужителями и мирянами, исповедующими веру Христову. [Протоиерей Владислав Цыпин, электронный ресурс].
Кроме того, новая власть рассматривала Православие как часть царской России, её идеологический оплот. Церковь, таким образом, автоматически попадала в лагерь «контрреволюции», против неё применялись методы и способы борьбы с буржуазией. [Коголь, 1995, с. 56].
К этому стоит добавить бесконтрольность действий партизанских отрядов на территории Сибири, на Алтае в том числе, которая увеличивала число невинных жертв.
Собирая материал о первомучениках на территории Кемеровской области, работая в библиотеках разных сибирских регионов, имел возможность познакомиться с газетными публикациями столетней давности.
В Алтайской губернии, образовавшейся в 1917 г. путем выделения из состава Томской губернии, в исследуемый период выходили различные периодические издания. Наиболее известна ежедневная газета «Алтайский вестник», которая печаталась меньшевистским товариществом «Алтайское издательство». В 1919 г. газета приобрела статус губернского издания и выходила под титулами «Алтайские ведомости» и «Алтайские губернские ведомости». Можно также отметить кадетское издание «Народная свобода», эссеровское – «Наш путь», меньшевистское – «Алтайский луч». Значительные возможности для издательской деятельности имела сибирская кооперация, располагавшая солидной материальной базой. Как правило, кооператоры выпускали журналы, например, в Барнауле – «Сибиряк-крестьянин», в Бийске – газета местных конституционных демократов «Алтай», эссеровская «Думы Алтая», беспартийная социалистическая газета «Свободный Алтай»; «Вестник Змеиногорска» – «орган официозный, издаваемый при Управлении Змеиногорского уездного коменданта», и др. издания. Территориально еще известны газеты, выходившие в Славгороде и Камне. [Косых, Фоминых, 1991, с. 3-8] Всего по губернии в этот период известно более 30 периодических изданий. [Адрианов, 1919, с. 27-28]. Официальных периодических церковных изданий в Алтайской губернии в эти годы не было, т.к. епархия еще оставалась Томско-Алтайской, не была разделена. Частично процессы жизни Церкви на Алтае освещались в «Томском церковно-общественном вестнике» и в «Томских епархиальных ведомостях». Однако в Барнауле выходил журнал «К свету», издаваемый приходскими советами города, где освещалась жизнь Церкви. Также в Барнауле после завершения работы съезда старообрядцев в 1918 г. стал выходить журнал «Сибирский старообрядец». С восстановлением советской власти в конце 1919 – начале 1920 гг. эти журналы прекратили свое существование, как и многие другие издания «белогвардейского» периода.
В целом православная периодика Сибири в годы Гражданской войны насчитывала сравнительно небольшое число изданий. Известны издававшийся в Омске в 1919 г. Высшим временным церковным управлением журнал «Сибирский благовестник», также омский журнал управления главного священника армии и флота «За святую Русь», «Вестник Омской церкви», новониколаевский «Русский богатырь», иркутский «Голос церкви». В Красноярске существовал орган общественно-христианской мысли – газета «Общее дело». В 1918-1919 гг. выходили листки Балаганского благочиннического совета, а также листовки «Свет», издававшиеся в Иркутске кружком по распространению литературы религиозно-нравственного содержания. [Чернышова, 2009]
Доклад составлен на основе статей, опубликованных в 1918-1919 гг. в самый разгар Гражданской войны в газетах и журналах, выходивших в разных городах Алтайской губернии. Периодические издания представлены в основном светские, принадлежащие разным политическим партиям (от крайних до умеренных) и беспартийные. Тематика публикаций также разнообразна: сведения о действиях отдельных красных партизанских отрядов, сообщения о жестоких расправах над иерархами Церкви, над священниками и церковнослужителями, членами их семей, «кулаками и мироедами», кощунствах по отношению к Церкви, отклики на появление законов советской власти в отношении Церкви и др. Все они составляют достояние архивов и научных библиотек и поэтому мало знакомы широкому кругу читателей. Советская историография исследованием гонений на Церковь не занималась, это стало возможным в последние десятилетия. Периодические издания времен Гражданской войны являются важной составляющей в изучении подвига пострадавших за веру Христову – очень часто другие источники просто отсутствуют. В данной публикации орфография и пунктуация газетных статей сохранена.
Наиболее часто в периодике встречаются сообщения о действиях красных партизан, так «Алтайские губернские ведомости» в статье «Налеты красных банд» сообщают о бесчинствах, творимых в губернии.
«Вбегали в село всадники с диким криком на сходах «организуйтесь», вооруженные вилами, палками и редко ружьями и револьверами, нагоняя панический страх на население. Крестьяне присоединялись охотно, особенно переселенцы, из которых большею частью были и главари; они образовывали отряды и стремительно мчались в другия селения, убивая священников, милиционеров, торговцев, грабя имущество – иногда под предлогом реквизиции или при обысках оружия в домах более состоятельных.
В Огнях священника о. Якова в страшных муках казнили; ему перочинным ножом отрезали нос, уши, на всем теле следы пероч. ножа; в Большой Речке также мучили священника. В Зиминой, говорят, казнено 8 священников. Вот вам крещенные люди ХХ в.!.. » [Алтайские губернские ведомости. 1919. №190].
Это же издание рассказывает об осаде красными партизанами храма в селе Сорокино на праздник Покрова Божией Матери, о гибели священника Виктора Никольского.
«20-го Октября на Гусельняцких лугах, Чумышской волости, нашли изрубленным тело благочиннаго о. Виктора Никольскаго. Еще новая жертва служителя Алтаря. Еще ненасытныя утробы злодеев-врагов захотели напиться чистейшей крови того добраго пастыря, который душу свою полагал за овцы. Знали-ли злодеи душу того, кого они убивали? Ведали-ли они, что убиваемый ими «поп» спас не один десяток жизней людей, заподозренных в большевизме и приговоренных военно-полевым судом к смертной казни. Сколько просьб и молений было у пастыря к начальствующим лицам о смягчении наказания осужденным, скольких он брал на поруки, все время стараясь, чтобы как можно менее было крови и озлобления на его ниве, которую он так тщательно обрабатывал! Его героизм, стойкость и верность как служителя большой Церкви заключалась уже в одном том, что несмотря чуть не на ежедневныя в последнее время, тревоги, несмотря на то, что вся интеллигенция выехала из села и все священники в окрестных селах или были варварски убиты или эвакуированы в город, – он до последней минуты был на своем посту. Даже 14-го (1 октября) в день празднования Покрова Пресв. Богородицы, в 8 ч. утра, когда красныя банды со всех сторон окружили село, открывши отчаянную стрельбу по храму, где уже по условному звону колокола собрались на хорах и колокольне отряд Правит. войск, батюшка вдохновенно и спокойно, при громадном стечении молящихся совершал проскомидию. Неприятельския пули с оглушительным треском разрывались в своде каменнаго храма. Ужасное смятение получилось среди молящихся: кто бросился из храма в нижнее помещение в калориферы, кто с улицы забегал в храм, желая спастись от дерзскаго врага и батюшка, видя, что он безсилен установить тишину в храме, стоял у жертвенника и спокойно заканчивал проскомидию. Как сей-час я вижу его спокойно скорбные глаза, когда подойдя к нему стал просить закончить службу, ибо ему, стоящему у самаго окна, угрожает опасность. Он поглядел на меня и сказал: «Взгляни на образ, перед которым мы стоим и молись, чтобы миновала нас чаша сия. Я же не уйду с этого места, пока не закончу и не употреблю св. Дары». Я посмотрел на стоявший за жертвенником образ «Моление о чаше» и истово перекрестившись, перевел свой взгляд на о. Виктора. И так похожи были скорбный и одухотворенный лик Спасителя и стоящаго перед ним служителя его! Через ½ часа батюшка был уже с нами. Спокойный, восторженный, мужественный! С ясными, добрыми глазами, с золотым наперсным крестом на груди – он буквально являлся каким-то добрым-гением вдохновителем всех находящихся в храме. Во время дальнейших штурмов и стрельбы по нашей крепости-храму, когда у нас появились тяжело раненые, батюшка все время любовно ухаживал за ними, успокаивал их. Как сей-час я вижу его, отдающим последний пастырский долг, сраженным вражескими пулями поручику Романовскому и прочим воинам, душу свою положившим за други своя. Как живой стоит он сей-час передо мной, осеняющий св. Крестом, окропляющий св. водой воинов во время последняго и самаго отчаяннаго неприятельскаго штурма! Как сей-час он перед глазами у меня с подобранной рясой, ползущий под обстрелом неприятеля, в соседний двор за водой для тяжело раненых! И вдруг… Эта жизнь, так заботливо оберегавшая жизнь других, прекратилась!!! Трудно сейчас уяснить, почему ты, не дождавшись полнаго освобождения села и окрестностей от красных банд подошедшим отрядом капитана Неразина, чаял найти лучшую защиту у Гусельняцких «верных» тебе мужичков. Господь принял тебя в свое лоно, как молитвенника за грешных людей, за многострадальную родину». [Алтайские губернские ведомости. 1919. №207].
О событиях, происходящих 24 июля 1919 г. в с. Ярковском Каменского уезда рассказывает бийская газета «Алтай».
«В 12 ч. дня вдруг, как из земли, появилась банда человек 90 с красным флагом и вся вооруженная винтовками, шашками, наганами и сразу же разделилась на несколько партий. Одна партия поскакала к волости, другая к школе, третья к дому свящ., четвертая к дому дьякона, пятая к дому председ. волости и т.д.
Третья партия прискакала к дому свящ. и начала обстреливать со всех сторон дом. Обстреляв дом вошли в ограду и потребовали к себе свящ. и его жену. К счастью свящ. дома не было (он убирал сено на покосе). Вышла его жена. Бандиты первым долгом спросили где поп, но получив ответ, что его нет, потребовали деньги окружив попадью с приставленными к вискам револьверами, повели в дом. В доме потребовали открыть сундуки. Попадья, растерявшись, не могла найти ключ. Тогда бандит начал ломать сундук топором. Благодаря пьяному состоянию, он порубил себе сильно ногу, кровь полилась ручьем. Бандит приказал перевязать ногу. Рана была перевязана. Разбив сундук бандиты вытащили из него как, было золото, серебро, денег 600 руб., рясу, 12 аршин материи и т.д.
Другая же часть бандитов разбила посуду, стулья, столы, карточки, окна, шкафы и т.д. Матушка просила их оставить ее для ребенка. Бандиты потребовали ребенка. Но увидев его в истерическом плаче, велели с ним ей уйти во двор. На дворе пришлось пережить много, т.к. каждый въезжающий во двор целился в нее из револьвера и кричал, что нужно увезти. Следил, чтобы не убили ее атаман Мишка, кр. с. Поперечинскаго. Покончив свое дело, бандиты закричали: «Мы повырежем всю белую тварь и никому не будет пощады! Довольно им, месячникам, попили они нашей крови! На наши деньги учились!» и т.д.
Дома казначея и диакона подверглись такой же участи и кроме того забрали у жены казначея деньги. Похозяйничав в селе часа три, бандиты направились в соседнее село Корнилово, где, как я слышал, убили свящ., его жену, жену псаломщ., которую предварительно изнасиловали и вырезали мягкия части». [Алтай. 1919. №153].
Продолжение находим в другой газете в заметке «События в г. Камне».
«Из окрестных волостей, кишавших красными, в Камень стекалась сельская интеллигенция: священники, учителя и пр. Все рассказывали о диких истязаниях, чинимых красными над священниками, зажиточными крестьянами. Так, например, у священника села Корниловскаго щеки ото рта были прорезаны до ушей, были вырезаны губы с усами, отрезаны половые органы, нос и после этого его лишь умертвили. Жена псаломщика этого села была изнасилована всей бандой, были отрезаны груди, затем всю ее изрубили в куски. У священника села Тюменцевского на его глазах были уведены его дети, сам же он спасся каким-то чудом». [Алтайский вестник. 1919. №161].
В заметке «Большевики и духовенство» автор очень эмоционально рассказывает о творимых бесчинствах, постоянно обращаясь к читателям с вопросами, приводит имена пострадавших священнослужителей и членов их семей.
«Когда я пишу эти строки, я чувствую, что не смогу высказать всего моего возмущения тем кровавым делом, какое было совершено большевиками в августе с. г. и, быть может, совершается и сейчас.
Но мой долг солдата, признающаго только открытый бой с противником вооруженным, могущим защищаться, – вынуждает меня обратиться к печати.
Знаете ли вы, что в августе с. г. в Западной Сибири бродячими большевистскими бандами, гонимыми правительственными отрядами, было зверски убито и замучено несколько десятков священнослужителей?
Знаете ли вы, что кровавая расправа большевиков сопровождалась не только мучениями, но и издевательством над верой?
Грубые люди, большею частью с уголовным прошлым, именующие себя сторонниками «рабоче-крестьянской власти», врывались в дома священников, грабили их, убивали их и их семьи и натешившись над телами погибших, громили храмы, срывали престолы, разрывали богослужебные книги, топтали евангелие и вершили суд и расправу в церквах у входа в «царские врата».
26 августа с. г. в селе Беглазово Змеиногорскаго уезда появилась бродячая шайка большевиков. Первый их путь был в церковь, где уже кончилось богослужение.
Люди, вооруженные винтовками с папахами на головах, проникли в алтарь. Громко сквернословя, они пытались опрокинуть престол, ища под ним оружие, но им удалось только приподнять облачение, при чем все бывшее на престоле упало на пол.
Оружия под престолом не оказалось. Тогда грабители пытались вскрыть несгораемый шкаф, но не могли.
Дальнейший путь их лежал в дом священника о. Николая Петропавловскаго, успевшаго спрятать на груди антиминс. Большевики разграбили его имущество, разгромили дом и, захватив священника с псаломщиком Чирковым, расстреляли их, не довезя до села Зимино.
Это была не первая жертва в храме. В том же месяце погибли от руки большевиков священник Барнаульскаго уезда Мариинской волости о. Павел Донорский и с ним три монаха. Одновременно с этим от рук злодеев погиб священник с. Хмелевки, Хмелевской волости о. Иоанн Щукин с женой.
Кровавый путь большевиков по селам Сибири ознаменовался в д. Большая Речка Ильинской вол. Барнаульскаго уезда мученической кончиной заштатнаго священника о. Александра Скворцова, застеганного плетьми…
К этим жертвам скоро присоединились другие. По официальным данным, далеко неполным, в августе месяце по одной Томской епархии большевиками убиты священнослужители по Барнаульскому уезду с. Чистюньскаго прот. о. Алексей Павлов (благочинный 4-го округа), того же села священник о. Иван Цветков, того же села диакон Ювеналий Ушаков; села Зиминскаго священник о. Дмитрий Алферьев, с. Колпашевкаго о. Иоанн Юловский, с. Хабазинскаго о. Алексей Арнатовский; с. Романовскаго о. Михаил Шаров; с. Вяткинскаго о. Василий Семин; с. Оскольковскаго о. Сергий Громов; с. Мало-Панюшевскаго о. Феодор Канинин…
Вы не найдете в выносимых ими смертных приговорах и тени намека на суд, на закон. Они даже не допрашивают своих жертв: «служишь Богу, значит достоин смерти…». [Вестник Змеиногорска. 1919].
Об убийстве в 1919 г. в селе Дмитро-Титово благочинного священника Василия Закурдаева повествуют «Алтайские губернские ведомости».
«В октябре многочисленная банда Рогова ворвалась в село Дмитриево-Титовское, обманув бдительность местной дружины самоохраны надетыми белыми повязками. В селе бандитами произведен разгром и полное ограбление. Ограблены: церковь, волосная Земская Управа, Кредитное Товарищество, 2-ая Торговая Артель и почти поголовно все жители. В церкви совершено кощунственное надругательство: святой престол обнажен, все иконы проколоты штыками, церковная утварь перебита; бандиты верхом на лошадях въезжали в церковь. Местный священник отец Василий Закурдаев был привязан к запряженной телеге, носившейся во весь опор по селению; трое верховых погоняли его и топтали лошадьми. Затем его подвергли истязанию плетями, кололи штыками, стреляли и, наконец, отрубив голову, бросили. Подобным же образом зверски убито и замучено еще 15 человек, среди которых два старика 70 и 75 лет и три человека сожжены» [Алтайские губернские ведомости. 1919. №208].
Продолжает данную тему барнаульская газета «Время» и в статье «Подвиги банды Рогова» помимо казненного отца Василия Закурдаева приводит список убитых односельчан.
«Убиты кроме священника следующие жители села: 1) Ефим Сториков 70 лет, 2) Павел Анофриев 75 лет, 3) Илларион Анофриев – дружинник, 29 лет, 4) Павел Заречных – зажиточный крестьянин 40 лет, 5) Фаддей Заречных – зажиточный крестьянин, 45 лет, 6) Карп Тавстоух, дружинник – 60 лет, 7) Николай Быданов – пимокат, 45 лет, 8) Алексей Полосухин крестьянин – 30 лет, 9) Варфоломей Кружевников – крестьянин, 50 лет, 10) Федот Заречных – казначей, 34 лет, 11) Петр Батраченко – бедный крестьянин, 45 лет, 12) Никифор Телешев – сельский писарь, бедный крестьянин 50 лет, 13) Тихон Шестопалов бедный крестьянин, 23 лет; 14) Семен Володин зажиточный крестьянин, 50 лет, 15) Тарас Зарешных – крестьянин, 51 года.» [Время. 1919. №8].
Все описываемые события происходили в Алтайской губернии, но местная периодическая печать сообщала и о происходящих гонениях в других регионах. Так, газета «Свободный Алтай» не только информировала об аресте в Чите местной революционной властью епископа Ефрема, но и подчеркивала, что сделано это было «в интересах сохранения спокойствия среди населения». [Свободный Алтай. 1918. №7].
Местная печать была важным источником информации об отношении к Церкви в Центральной России. Например, бийская газета «Свободный Алтай» сообщала о попытке ограбления Александро-Невской лавры в Петрограде и о защите ее простыми людьми.
«ПЕТРОГРАД 21 января. Сообщение секретаря министерства призрения. 13 января представители комиссариата государственного призрения явились в Александро-Невскую лавру с целью осмотреть помещения и выяснить их пригодность для нужд комиссариата. Найдя помещения пригодными, представители комиссариата заявили настоятелю лавры о реквизиции помещения. При чем настоятель был предупрежден о необходимости очистить занимаемое им и митрополитом помещение. 15 января был назначен комиссаром Александро-Невской лавры товарищ Илловайский. В течение трех дней комиссар не мог приступить к описи инвентаря и реквизиции помещений, благодаря упорному сопротивлению со стороны настоятеля, несмотря на полную готовность большинства монахов помогать в работе комиссара. Вопреки согласия митрополита освободить занимаемое им помещение, настоятель продолжал препятствовать сдаче инвентаря. Имея настоятельную потребность для нужд военно-увечных, комиссар решил временно удалить настоятеля Прокопия, без чего немыслимо было приступить к работе. 19 января комиссар, в сопровождении 12 товарищей красной гвардии Кронштадтских матросов, прибыли в лавру. При появлении товарищей монахи начали призывной колокольный звон, что явилось условным знаком для всех живущих в лавре. Несмотря на сбежавшуюся толпу, комиссар арестовал настоятеля и под конвоем провел в занимаемое им помещение. Один из присутствующих монахов начал бить палкой товарища красной гвардии; последний для самозащиты выстрелил. Подстрекаемая монахами и служителем наместника, толпа начала угрожать охране. Когда комиссар вышел из помещения, на него накинулись и повалив на землю, начали бить. Такая же участь постигла одного красногвардейца, которому проломили голову и одного политическаго эмигранта, находившагося с комиссаром». [Свободный Алтай. 1918. №22].
Публикации в местных изданиях не всегда ограничивались лишь только информацией, часто они несли примеры мужества и отваги, стойкого следования высоким нравственным принципам. «Вестник Змеиногорска» опубликовал особенно трогательный очерк под названием «Подвиг трех солдат». Речь в нем идет о нравственном выборе, который пришлось делать мобилизованным солдатам-красноармейцам в 1918 году в Вятке.
Одного из священников вятской церкви престарелого отца Константина схватили большевики и бросили в застенок. Батюшку обвинили в устройстве без разрешения комиссаров крестного хода и в допущении по этому случаю, также без разрешения, колокольного звона. После длительного истязания в застенках чрезвычайки его решено было расстрелять.
«… Дряхлаго 75-80-летняго старика-пастыря выгнали за город и, дав ему лопату, приказали рыть себе могилу.
Изнуренный голодом, измученный истязаниями в застенках, о. Константин задыхался от непосильной работы и падал. Хлыст разбойника его снова заставлял вставать и браться за лопату. Наконец он совсем обезсилел.
Тогда один из пригнанных для разстрела мобилизованных солдат сжалился над батюшкой, вызвался выкопать могилу, и скоро выкопал. О. Константина поставили на край могилы. Комиссар скверно выругался и решил, что для такого хватит и троих – не стоит тратить зря патроны.
Из смешанного конвоя китайцев и небольшой части мобилизованных солдат выбрали трех русских, поставили их в упор против о. Константина и последовал приказ стрелять.
Но, ни одна винтовка не дрогнула и не поднялась для выстрела. Комиссар вскипел.
– Это что же такое? – контр-революция, саботаж? – почему не исполняете приказания?
Тот самый солдат, который вырыл батюшке могилу, ответил кротко:
– За что же мы будем его убивать: ведь он пастырь, он нам худого ничего не делал… разве поднимается на него рука?
– Ах, так? – рука не поднимается? Еще больше вскипел комиссар, – так становитесь же все трое рядом с ним.
Солдаты безропотно сложили винтовки и встали у края разверстой могилы рядом с о. Константином.
Видя неизбежность своей смерти и желая спасти солдат о. Константин стал уговаривать их:
– Не губите себя, ступайте на место и стреляйте… Я стар, меня все равно убьют... Я вас прощаю, вы люди подневольные… И Бога буду просить, чтобы помиловал он вас за убийство…
– Нет, батюшка, убийцами мы никогда не будем, – твердо вымолвил солдат.
– Твердо ли вы это решили?
– Твердо.
– Ну, делать нечего, и я на убийство уговаривать вас не стану.
Ослабшею, дрожащею рукою о. Константин благословил солдат и начал утешать их. Комиссар, вызвавший тем временем из конвоя 15 человек китайцев, гневно закричал:
– Что за разговоры, становитесь все в ряд.
Солдаты перецеловались с батюшкой и друг с другом, батюшка в последний раз благословил их, и все встали в ряд.
Раздалась короткая команда и вслед за ней залп, и четверо мучеников и три безвестных героя грузно грохнулись на дно могилы…
Кто эти серые герои, в глухую ночь спокойно и безтрепетно положившие душу за други своя? Сохранит ли история их имена в назидание малодушному, слабому, трусливому потомству, при каждом шорохе дрожащему за свою жизнь?» – завершает автор свое повествование. [Вестник Змеиногорска. 1919. №61].
Журнал «Сибирский старообрядец» тоже внимательно следил за происходящими гонениями на веру, так в номере за 14 июня 1919 г. рассказывается о событиях из Центральной России.
«Театр в бывшей церкви. В Рыбинске по случаю годовщины существования красной армии в местном караульном батальоне в помещении бывшей солдатской церкви, состоялось открытие театра «Маркс».
Перед началом спектакля «состоялся» митинг посвященный дню красной армии.
В спектакле шла пьеса Луначарского «за революцию, за свободу».
Кущунство. Бывший красноармеец Огоньков, перешедший на сторону наших войск, разсказывает на страницах Курганской газеты «Земля и Труд»: «Мне известно, как эти «сознательные» грабили Фаворский монастырь. Не только из покоев служителей, но и церковное имущество тут вывозилось возами и расхищалось; взяты были ризы, воздухи, эпитрахили, ленты из Евангелий (из которых делали потом бантики на шапки или готовили темляки), вся ценная посуда, престольныя одежды, (выкраивали шарфы), кресты, чаши и пр. и были взяты даже мощи и увезены в дер. Берёзовку, где, в канцелярии 3-го Канскаго полка, изорвали их штыками и частицами бросали в уголь. Ценности были взяты комиссарами, а все прочее брал, кто хотел».
В Вятке «товарищи» новый год встречали в Крестовой церкви; вынесли оттуда все иконы и пригласили оркестр музыки. Образ Господа Савваофа на потолке церкви был закрашен и вместо него сделано написание: «Пролетарии всех стран соединяйтесь»! [Сибирский старообрядец. 1919. №11]. А в номере от 14 августа этого же года в статье «Новые жертвы большевизма» говорится об убийстве пяти старообрядческих священников. [Сибирский старообрядец. 1919. №15].
На страницах газет и журналов, выходивших 100 лет назад в Алтайской губернии, можно найти разнообразнейшую информацию и фактический материал, характеризующий различные стороны происходивших событий. В этих изданиях представлена широкая палитра мнений. Без этого исторического источника весьма затруднительно воссоздать деятельность Церкви, а также политических партий и течений, различных общественных организаций и движений, действовавших по обе стороны линии фронта, разделившего население страны на непримиримые лагери. Следует признать, что многие публикации содержат предвзятое отношение к большевикам и вообще к гонителям Церкви, но ценным является то, что все статьи написаны очевидцами событий и «по горячим следам». Они помогают представить картину Гражданской войны, в частности в Сибири и на Алтае, и развернувшиеся гонения на Церковь. А еще это своеобразный синодик, в который вписаны имена людей, пострадавших за веру Христову в то суровое время братоубийственной Гражданской войны в России.
Список литературы
1. Адрианов А.В. Периодическая печать в Сибири. Томск, 1919. – С. 27-28.
2. Алтай. 1919. №153. 4 сентября. Бийск.
3. Алтайские губернские ведомости. 1919. №190. 12 октября. Барнаул.
4. Алтайские губернские ведомости. 1919. №207. Барнаул.
5. Алтайские губернские ведомости. 1919. №208. Барнаул.
6. Алтайский вестник. 1919. №161. 4 сентября. Барнаул.
7. Вестник Змеиногорска. 1919. №61. Змеиногорск.
8. Вестник Змеиногорска. 1919. №62. Змеиногорск.
9. Время. 1919. №8. 12 ноября. Барнаул.
10. Коголь. Т. Н. Русская Православная Церковь и государство. 1917-1927 гг. (на материалах Западной Сибири) // Дисс. … канд. ист. наук. – Томск, 1995. – С. 56.
11. Косых Е.Н., Фоминых С.Ф. Периодическая печать Сибири в годы гражданской войны (конец мая 1918 - декабрь 1919 гг.). Томск, 1991. – С. 3-8.
12. Протоиерей Владислав Цыпин. Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». [Электронный ресурс]. URL: https://pravoslavie.ru/110393.html (Дата обращения 18. 06. 2019 г.).
13. Свободный Алтай. 1918. №7. 11 января. Бийск.
14. Свободный Алтай. 1918. №22. 28 января. Бийск.
15. Сибирский старообрядец. 1919. №11. 14 июня. Барнаул.
16. Сибирский старообрядец. 1919. №15. 14 августа. Барнаул.
17. Чернышова Н.К. Православные периодические издания // Историческая энциклопедия Сибири. Т. 3. С-Я. Новосибирск, 2009.