Приход святого благоверного князя Димитрия Донского - Выступление на Международных Рождественских чтениях в Москве 2020 г.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Кемеровская епархия, 2-е Кемеровское благочиние
Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего Аристарха, митрополита Кемеровского и Прокопьевского

Выступление на Международных Рождественских чтениях в Москве 2020 г.

Солдаты великой войны. Иерей Михаил Соболев – жизнь и служение

 

 

 Война, окончившаяся 75 лет назад Великой Победой, вошла почти в каждую советскую семью. Наш долг – хранить память о тех, кому мы обязаны мирной жизнью сегодня. Среди защищавших Родину были и священнослужители. А ведь к началу Великой Отечественной войны над Русской Православной Церковью нависла угроза полного её уничтожения. В стране была объявлена «безбожная пятилетка», в ходе которой советское государство должно было окончательно избавиться от «религиозных пережитков»: большинство церквей было закрыто, здания переданы в ведомство местных властей. На территории современного Кузбасса из 200 действующих до революции храмов к 1940 г. не осталось ни одного. Согласно планам советских властей, к 1943 году во всей стране не должно было остаться ни работающих церквей, ни священников при них.

Начавшаяся ВОВ расстроила эти планы и отвлекла от исполнения задуманного, значительным образом повлияла на церковно-государственные взаимоотношения.

В итоге удалось укрепить материальное, политическое и правовое положение Русской Православной Церкви, защитить духовенство от преследований и дальнейших репрессий, повысить авторитет Церкви в народе. Великая Отечественная война, став тяжелым испытанием для всего народа, спасла Русскую Церковь от полного уничтожения. В этом, несомненно, проявился Промысел Божий и Его благое произволение о России.

Русская Церковь, осуждая захватническую войну, во все времена благословляла подвиг обороны и защиты родного народа и Отечества.

И каждая эпоха сохранила в церковной истории, наряду с высокими образами святых и подвижников, примеры патриотического и миротворческого служения Родине и народу лучших представителей Церкви.

Этот факт не должен быть забыт или извращен. Это особенно важно сегодня, когда человек, интересующийся историей Православия, неизбежно сталкивается с огромным количеством противоречивых оценок исторического прошлого Русской Православной Церкви.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен, который сам являлся участником ВОВ, свой гражданский долг выразил так: «Нельзя быть преданным сыном Церкви, не ощущая живой связи со своей Родиной».

Историческое наследие Кемеровской епархии включает, в том числе, и имена священников-фронтовиков. Свой скромный вклад в исторические победы Красной армии внес Соболев Михаил Георгиевич, герой нашего исследования. 

В далеком 1906 году, 2 сентября, в селе Жуковское Туринского уезда Тобольской губернии в семье священника Георгия Ионовича и Натальи Алексеевны Соболевых родился сын, которого нарекли Михаилом. В 1913 году он поступил учиться в церковно-приходскую школу сразу во 2-е отделение, т.к. был подготовлен отцом за 1-е. После ее окончания в 1915 г. юноша решил пойти по духовной стезе и поступил учиться в Ишимское духовное училище, которое окончил в 1919 г. Церковное служение началось в 1921 г.: Михаил – псаломщик в одном приходе с родным отцом в селе Борисоглебском Мариинского уезда Томской губернии (ныне – Кемеровская область). В своей автобиографии он пишет, что в 1924 году окончил 10-летку. В 1925 году МихаилГеоргиевич женился на Анастасии Петровне Фесюновой 1908 г.р.

В Вербное воскресенье 1926 года в Вознесенской церкви г. Томска Михаил Соболев был рукоположен архиепископом Димитрием (Беликовым)  в сан диакона с назначением служить в том же Борисоглебском приходе. 

                          

Вознесенская церковь. Томск.                     Архиепископ Дмитрий Беликов.

 

В 1928 году, в день перенесения мощей святителя Николая, в Градо-Томском Троицком соборе  состоялась иерейская хиротония, которую совершал тот же архиерей владыка Димитрий, теперь уже митрополит, глава григорианского раскола в Сибири.

Томск. Троицкий кафедральный собор.

Молодой батюшка был назначен настоятелем церкви в село Усманское  Мариинского уезда Томского округа.

Храм в селе Усманском.

 Здесь отец Михаил прослужил до закрытия храма в июне 1930 года. И «священника-тунеядца» отправили на трудовые работы сроком на два года, которые он отбывал на Анжеро-Судженских копях по июль 1932 г.

Дома осталась жена Анастасия Петровна с ребятишками. Чтобы не умереть с голода, матушка бралась за любую работу, перебивалась случайными заработками. Деток всех выходила, освобождения мужа дождалась. Семья переехала в Томск.

Восстанавливаться в священническом служении Михаил Георгиевич не стал. Причин мы не знаем. Определенное влияние могла оказать смерть владыки Димитрия в августе 1932 г., сыгравшего важную роль в его жизни, имевшего при этом такой авторитет и влияние, что за ним в григорианский раскол пошло около половины приходов и священнослужителей Томской епархии. Возможно, причина была в продолжающемся закрытии храмов и усилении гонений на Церковь.

Более 10 лет работал Михаил Соболев бухгалтером на различных предприятиях Томска. Вместе со всем народом семья переживала трудности военной поры. А в 1944 году пришло время встать на защиту Отечества и Михаилу Георгиевичу. В январе он был призван на фронт Томским РВК в возрасте 37 лет.

Воевать довелось на 1-м Украинском фронте. О том, как выполнял солдатский долг, говорят благодарности Верховного главнокомандующего, медаль «За боевые заслуги».

Медалью «За боевые заслуги»  красноармеец Соболев был награжден, когда бои шли на подступах к Берлину. Награда эта вручалась за умелые, инициативные и смелые действия, сопряженные с риском для жизни, содействующие успеху. Такие действия совершали не только бойцы на передовой, но и почтальоны за бесперебойную доставку почты на плацдарм, санитары за вынос раненых с поля боя, водители, которые в любых условиях, днем и ночью своевременно и аккуратно доставляли боеприпасы на огневые позиции…

В наградном листе, подписанном командиром 421 минометного полка майором Мельниковым, говорится:

«Наградить:

Старшего писаря продовольственно-фуражного снабжения, красноармейца Соболева Михаила Георгиевича, за то, что он за период боев с немецкими захватчиками с 25.03. 45 г. показал себя честным и добросовестным красноармейцем. Тов. Соболев в любых условиях, не считаясь со временем, производил выписку продуктов на батареи и организовывал учет трофейного продовольствия, за счет которого сэкономил плановые продукты на 450 сутодач».

Очевидно, здесь, на фронте, пришло решение вернуться к служению духовному. После демобилизации в ноябре 1946 г. Михаил Георгиевич возвращается в Томск и после двухмесячного отпуска поступает в Свято-Троицкую церковь на должность регента, совмещая её с работой бухгалтером и кладовщиком. Через год обратился отец Михаил Соболев к архиепископу Новосибирскому и Барнаульскому Варфоломею  с просьбой о принятии в клир епархии, для чего требовалось перерукоположение в сан священника канонической Церкви. Владыка просьбе внял, и 31 мая 1947 года Михаил Георгиевич был приведен к присяге, подписал присяжный лист, заверив, что звание священника ищет для славы Божией и спасения душ, которые будут вверены ему, а не для прибытка...

В июне состоялось перерукоположение во священника.  Перед нами послужной список Соболева, священника Казанской церкви Ачинска Красноярского края, куда он получил назначение. Красноярский благочинный игумен Тихон дает отцу Михаилу такую характеристику: «Усердно относится к своим обязанностям, аккуратный, организовал прекрасный хор, который поет под его руководством». 22 июня 1947 года был награжден набедренником, а ко дню Святой Пасхи 1948 года – скуфьей.

В 1949 году переведен вторым священником Вознесенского храма в Белово Кемеровской области.  К этому времени относится его поездка в Троице-Сергиевскую лавру, в память о службе в которой в день Успения Пресвятой Богородицы сохранилась фотография.

Иерей Михаил Соболев третий справа в верхнем ряду.

Через год 3 мая 1950 г отец Михаил стал штатным священником Вознесенского кафедрального собора Новосибирска. Ко дню Святой Пасхи награжден камилавкой.  

 

А это семейная фотография, судя по возрасту младшей дочери, сделана в 1951 году.

В 1952 г. иерей Михаил Соболев почислен за штат с переходом в Челябинскую епархию. В 1956 г. был награжден наперсным крестом.

Вернулся в Новосибирскую епархию отец Михаил 17 августа 1957 г. В это время кафедру возглавлял митрополит Нестор, его указом батюшка был назначен третьим священником Знаменской церкви г. Кемерово.

Знаменская церковь. Кемерово.

 А уже 31 октября того же 1957 года он настоятель Кемеровской Никольской церкви.

Никольская церковь. Кемерово.

Однако Указом того же архиерея освобожден от должности настоятеля и 19 мая 1958 г.  назначен в Покровский молитвенный дом г. Камень-на-Оби Алтайского края. Священник Соболев не желал мириться с нестроениями, порой жестко требовал от церковнослужителей исполнения своих обязанностей. О том, что отец Михаил был очень требовательным человеком, любящим дисциплину и порядок, свидетельствовала и его дочь Нина Михайловна.

Ильинский храм. Тайга.

Последнее место служения священника Соболева Михаила Георгиевича — Ильинская церковь г. Тайги Кемеровской области.  Назначение настоятелем он туда получил 16 июня 1958-го, а ровно через год во время богослужения у него случился удар, после которого батюшка так и не оправился.

Упокоился отец Михаил 25 декабря 1959 года в возрасте 53-х лет в Тайге. Осталась вдова с 6 детьми, трое из которых школьного возраста.

По свидетельству внука отца Михаила, Константина Николаева, вся семья Соболевых была крепка в вере. Его мама Нина Михайловна своих пятерых сыновей с раннего детства возила в храм, воспитывала в христианских традициях, хотя в советское время это приносило им серьезные неприятности. Известно, что один из сыновей отца Михаила, Иван, в 1959 году служил дьяконом в Спасском соборе Минусинска Красноярского края.

«Моя преданность Церкви Божией кровна по природе как со стороны отца, так и матери», – писал священник Михаил Соболев Высокопреосвященнейшему Варфоломею, архиепископу Новосибирскому и Барнаульскому, и ничуть при этом не лукавил. Кровное родство с Церковью сохранял он до своего смертного часа.

 Иерей Михаил Соболев не дожил до того времени, когда Великую Победу стали праздновать всенародно, начиная с 1965 года. Но мы помним о воине на поле брани, носившем звание красноармеец, и воине Христовом, которому приходилось проявлять духовную силу, неся пастырское служение.

А наше обращение к прошлому помогает получить энергию, чтобы двигаться дальше.


Назад к списку

Конструктор сайтов православных приходов