Приход святого благоверного князя Димитрия Донского - Страницы истории. Помним и любим
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Кемеровская епархия, 2-е Кемеровское благочиние
Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего Аристарха, митрополита Кемеровского и Прокопьевского

Страницы истории. Помним и любим

Помним и любим

      Сегодня (30 октября) в нашей стране отмечается День памяти жертв политических репрессий – день, в который проходят траурные акции и мероприятия, посвященные памяти людей, погибших и пострадавших в ходе политических репрессий. Особое значение имеет эта скорбная дата и для Кузбасса. Давно хотелось рассказать об удивительном человеке – Софии Георгиевне Фединой, дочери репрессированного священника, исповеднице веры, писательнице. София Георгиевна прожила долгую и трудную жизнь, совсем недавно ушла она от нас – 25 сентября этого года на 106-м году жизни! Знаком автор этих строк с Софией Георгиевной давно, неоднократно по телефону рассказывала она о себе и о своей семье, прислала в подарок собственную книгу «Верю, помню, люблю...», которая вышла уже несколькими изданиями, фотографии, воспоминания об отце. Лично познакомиться удалось только в январе этого года, когда находился по служебным делам в Москве. София Георгиевна жила с семьей своего сына Бориса Федоровича в подмосковном Пушкинском районе. Встречая меня, призналась, что всегда рада встрече с земляками и благодарна Богу за то, что позволил дожить до этих дней, увидеть, как в нашей стране возрождается вера, за которую ее отец, многие другие пастыри и миряне заплатили своей жизнью. Последний разговор состоялся 8 сентября на 105-летний юбилей, она очень обрадовалась звонку, поблагодарила за внимание, хотя уже неважно себя чувствовала. И вот в конце сентября пришло печальное известие... Предлагаем читателям рассказ о самой Софии Георгиевне, ее отце и родственникахсвященнослужителях, разделивших со всей Церковью участь гонений, страданий и преследований за веру.

 

София Георгиевна Федина

                              

София Георгиевна Федина в день 100-летия.                       

      София Георгиевна родилась 26 августа (8 сентября по новому стилю) 1913 г. в селе Лебедянское (ныне Анжеро-Судженский городской округ Кемеровской области) Томского уезда Томской губернии, в семье протоиерея Георгия Вуколовича Непомнящих и его супруги Валентины Васильевны (урожденной Соколовой). У Софии был брат Николай (1910 – расстрелян в 1933 г.), сестры Валентина (умерла в 2011 г. в Усть-Илимске в возрасте 100 лет), Любовь, Вера, Надежда и младшая Зоя.

      Детство Софии в большой дружной семье было счастливое, но короткое. В 1917 грянула революция. Дети служителей культа, как позднее и раскулаченных, считались врагами народа. Софию со старшей сестрой исключили из школы, потому что их отец – священник. Её несколько раз отправляли к родственникам, чтобы она могла продолжить учебу, но девочка никогда не скрывала, что её отец – священник, и снова оказывалась за порогом школы.

  Софии 16 лет.

      В 1932 г. София училась в Саратове на диктора. В это время она узнала, что арестовали её отца. В 1933 г. София работала на радио в одном из районов Алтайского края. После ареста старшего брата Николая её уволили с работы, и она поехала в Барнаул, к сестре, надеясь там найти работу. Но муж сестры Валентины, следователь Иван Адамович Козырев, поставил условие: публично, через газету, отречься от своего отца, считать его врагом народа. Этого София сделать не могла. Она вернулась в Лебедянку, где произошла встреча с молодым человеком, Иваном Григорьевичем Мельниковым, который стал её мужем.

     Вместе им удалось устроиться на работу в селе Мелехино Мариинского района: он – директором школы, она – учителем. София была рада этому, она смогла быть рядом с отцом, приезжала к нему в Мариинскую тюрьму. В 1937 г. арестовали мужа Софии и её саму. В этом же году Ивана Мельникова расстреляли. Софию осудили на 10 лет ИТЛ и 5 лет поражения в правах, как члена семьи служителей культа и за «контрреволюционную деятельность».

     На последнем допросе Софии Георгиевне был задан вопрос, верит ли она в Бога. Она призналась, что отказаться от Бога у неё и в мыслях не было, конечно, верит. Следователь заявил, что в этом её вина и она сама себе подписала приговор.   

     Сначала София работала на лесоповале, потом на строительстве железной дороги, первого участка Байкало-Амурской магистрали Тайшет – Усть-Кут. Вместе с другими заключенными валила лес, носила рельсы, бревна, делала кирпичи. И в лагере София не отказалась от Бога, жила все время с той верой, что Господь поможет ей вынести все испытания. С верой София прошла все испытания. И не иначе как Провидением Божиим она считала то, что начальники лагерей всячески оберегали её и не отправляли на тяжелые работы. Что-то чудесное было и в том, что всякий раз, когда заключенных отправляли в другой лагерь, Софию оставляли на месте. Она словно кого-то ждала. И вот однажды в лагере появился военврач Борис Федорович Федин. Раненым он попал в плен, бежал, вернулся к своим, и ему дали 25 лет. Вскоре он стал её вторым мужем. За год до освобождения начальник лагеря поженил их. София Георгиевна была освобождена 17 августа 1947 г.

    Мужа освободили только через 7 лет. София Георгиевна ждала его вместе с сыном в городе Черемхово Иркутской области, где жила у матери Валентины Васильевны и сестры. А в 1954 г. они переехали в Москву, где она работала до пенсии в библиотеке Колонного зала Дома Союзов.

 

Протоиерей Георгий Непомнящих

      Отец Софии Георгиевны протоиерей Георгий Вуколович Непомнящих родился в Семипалатинске 17 апреля 1883 г. в семье мастера-краснодеревщика. 

       В 1904 г. окончил Бийское катехизаторское училище и служил учителем миссионерских школ в Алтайской духовной миссии. Священническую деятельность начал в 1909 г.: 29 августа был рукоположен во диакона, а 19 сентября 1910 г. – во священника. Назначение получил в Никольский храм села Лебедянского Томского уезда, утвержден был и законоучителем Лебедянской школы.

     Молодой священник быстро снискал любовь и уважение своих прихожан: будучи талантливым резчиком по дереву, он собственноручно расписал стены храма, изготовил резной иконостас, основал в селе общество трезвости. Батюшка великолепно играл на скрипке и обучал этому искусству сельских ребятишек, очень многое сделал для того, чтобы в приходской школе они смогли получать достойное образование. Жители села знали, что в любую минуту дня и ночи могут обратиться за помощью к своему священнику и отец Георгий обязательно поможет.

    С 1914 г. иерей Георгий Непомнящих состоял в епархиальном братстве трезвости, был членом благочиннического совета. 22 марта 1914 г. награжден набедренником, а к празднику Пасхи 1919 г. – скуфьей.

Священник Георгий Непомнящих с матушкой Валентиной. 1923 г.

     После 1928 г. был назначен благочинным. Лебедянский приход – один из немногих, который в первые десятилетия советской власти оставался в канонической Церкви, сохраняя чистоту Православия среди преобладающих расколов – обновленчества и григорианства. В это время лебедянский храм посещали прихожане из окрестных сел, не желавшие бывать в раскольнических храмах, многие из них оставались ночевать в гостеприимном доме батюшки.

     Любовь паствы к священнику особенно ярко проявилась в тяжёлые времена, наступившие после революции. Один раз крестьяне спасли отца Георгия во время его поездки в соседнюю деревню Кайла, куда тот отправился с женой и маленькой дочкой для совершения треб. При выезде из деревни на них напал отряд красногвардейцев, началась стрельба. Крестьяне, подоспевшие на звуки выстрелов, отогнали нападавших и проводили повозку настоятеля до самого дома. Другой раз вечером в дом священника ввалились красные, обвинив отца Георгия в «незаконном» хранении оружия, и попытались его арестовать. Один из прибывших решил подложить свое оружие, спрятав на вешалке в коридоре. Его схватили буквально за руку. Весть быстро разлетелась по селу, и крестьяне заполнили двор и дом настоятеля и не дали увезти своего пастыря.

     5 апреля 1932 г. отец Георгий был арестован в селе Лебедянском и последующие пять лет провел в лагерях. Сначала его обвинили в том, что «являлся активным участником Анжерской группы Сибирской контрреволюционной организации иоаннитов, среди жителей и рабочих Анжеро-Судженского района вел контрреволюционную работу». Осудили Коллегией ОГПУ по Западно-Сибирскому краю по ст. 58 п. 2 УК РСФСР на 3 года исправительно-трудовых лагерей. Наказание отбывал в Орлово-Розовском, Сусловском, Мариинском отделениях Сиблага. Работал в мастерской по изготовлению мебели, ремонтировал квартиры тюремному начальству. В материалах дела есть такая запись: «Не перевоспитался, все еще носит свой священнический крест и молится своему Богу».

    6 апреля 1934 г. постановлением особой «тройки» при ПП ОГПУ по Западно-Сибирскому краю вновь осужден по ст. 58 п. 10 и 11 УК РСФСР, срок наказания увеличен на 3 года, с переводом в штрафной изолятор на 2 года. Отбывал наказание в тюрьме №2 Сиблага города Мариинска.

    29 ноября 1937 г. последовало очередное обвинение в том, что «являлся активным участником контрреволюционной повстанческой военно-шпионской диверсионно-террористической организации, подготавливающей вооруженное восстание против советской власти, принимал активное участие в работе этой организации». Георгий Вуколович Непомнящих был приговорен «тройкой» при УНКВД по Новосибирской области к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведен в исполнение 20 декабря 1937 г.

 

Братья Соколовы

     В дворянском роду Соколовых почти все мужчины были священнослужителями. Дед Софии Георгиевны со стороны матери священник Василий Леонтьевич Соколов, живший в городе Сапожок Рязанской губернии, происходивший сам из семьи священника, оказался в Сибири как церковный миссионер. Был женат на Павле Алексеевне Дробининой. Умер отец Василий молодым, в 28 лет, и мама Софии Георгиевны Валентина воспитывалась у дяди – бийского купца Александра Алексеевича Дробинина. По дядиному благословению Валентина Васильевна вышла замуж за Георгия Вуколовича Непомнящих.

     У Василия Леонтьевича было три брата, о двух из них сохранились сведения, о священнике Дмитрии Леонтьевиче Соколове известно лишь, что служил в Усть-Каменогорске и во время красного террора был живым закопан в известь.

     Протоиерей Павел Леонтьевич Соколов родился в 1862 г. В 1884 окончил курс Томской духовной семинарии и 22 октября этого же года рукоположен во священника. Служил в храмах Бийского уезда, с 1910 по 1915 г. в Вознесенской церкви города Барнаула. С 26 июня 1915 г. был настоятелем Преображенского собора города Кузнецка. В послужном списке 1915 г. в семействе значатся жена Мария Ивановна, 50 лет, и дети – старший Иоаникий, 1888 г. р., окончил курс Томской духовной семинарии и с 1915 г. служил псаломщиком в этом же соборе, Иоанн, 18 лет, учился в 4-м классе Томской духовной семинарии, Зинаида, 28 лет, Евгения, 27 лет, Зоя, 26 лет, Капитолина, 20 лет, Калерия, 16 лет, обучалась в 4-м классе женской гимназии. В 1919 г. след отца Павла теряется, в декабре город Кузнецк был разгромлен красными партизанами, многие жители убиты. В одних воспоминаниях партизан говорится, что священника Павла Соколова оставили в живых, в других – что убили. Существует семейное предание, что отец Павел был живым закопан в землю.

     Протоиерей Иаков Леонтьевич Соколов родился 15 октября 1870 г. в селе Курбатово Рязанской губернии. Окончил духовное училище и два класса семинарии. С 1888 г. назначен псаломщиком, 31 декабря 1894 г. рукоположен во священника. С 1898 по 1919 г. служил в селе Монастырском (оно же Прокопьевское). В послужном списке за 1915 г. значатся: жена Мария Махайловна, 1876 г. р., сыновья Михаил, 1894 г. р., окончил Красноярскую духовную семинарию, и Дмитрий, 1895 г. р., служит псаломщиком в селе Иткульском. С 1925 по 1932 г. служил в Кузнецком районе, в 1933-м в селе Парабель (современная Томская область), с 1933 по 1934 г. в селе Лебедянское вместо арестованного отца Георгия Непомнящих. С 1935-го служил в селе Бедаревское Сталинского района, в 1936–1937 гг. – в Троицкой церкви Томска. Арестован 6 июля 1937 г., расстрелян 8 октября 1937 г. в Томске. Не менее печальна судьба сыновей отца Иакова: Михаила, арестованного еще в 1933 г., тоже расстреляли, а Дмитрий пропал без вести.

 

Митрополит Никифор

 

Митрополит Никифор (Асташевский).

      Дядей братьям Соколовым был митрополит Никифор (Асташевский). Именно он стал крестным отцом Софии Георгиевны. По воспоминаниям, однажды он посадил ее на колени и сказал: «Трудно тебе в жизни придется. Но от Господа ты не отрекайся». Митрополит Никифор, в миру Николай Петрович Асташевский, родился 15 мая 1848 г. в селе Курбатовском Рязанского уезда Рязанской губернии в семье священника. Вскоре семья оказалась в Сибири, на служение в Томскую епархию в 1854 г. перешел отец Николая Петровича по призыву епископа Томского и Енисейского Парфения. Николай Асташевский окончил Томскую духовную семинарию, в 1874 г. Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был назначен на должность преподавателя Томской духовной семинарии на кафедре философских наук.

   Указом Св. Синода от 22 августа 1897 г. назначен на должность ректора Красноярской духовной семинарии. 18 сентября этого же года был рукоположен во священника в безбрачном состоянии епископом Томским Макарием (Невским), 21 сентября возведен в сан протоиерея по должности и 25 октября 1897 г. прибыл в Красноярск.

    23 сентября 1914 г. Св. Синод перевел отца Николая из Красноярска на должность ректора Тобольской духовной семинарии. Прибыл в Тобольск он 1 октября этого же года. Определением Св. Синода от 5–8 мая 1915 г. уволен от духовноучебной службы, «за выслугою срока на пенсию». Поселился в Томске, где проживал и работал врачом его родной брат. Пострижен в монашество с именем в честь святителя Никифора I, патриарха Константинопольского, затем возведен в сан архимандрита.

    25 сентября 1924 г. хиротонисан в московском храме мученика Никиты на Старой Басманной улице во епископа Новониколаевского (с 1926 г. – Новосибирского). Хиротонию возглавил Святейший Патриарх Тихон (Беллавин). На новообразованной кафедре вел активную борьбу с обновленческим и григорианским расколами. В 1927 г. возведен в сан архиепископа, 18 апреля 1932 г. – в сан митрополита.

     В мае 1935 г. был отправлен на покой. Отойдя от дел епархии, не покинул Новосибирск. Чекисты уже готовились арестовать владыку, но не успели, он скончался 30 апреля 1937 г., в Великую Пятницу. Погребен на кладбище близ Успенской церкви в Новосибирске. В 1961 г. в связи с закрытием церкви останки владыки были перенесены на Заельцовское кладбище города Новосибирска и являются объектом паломничества многих православных жителей города.

Могила митрополита Никифора на Заельцовском кладбище Новосибирска.

 

Протоиерей Александр Дагаев

      Протоиерей Александр Владимирович Дагаев был мужем двоюродной бабушки Софии Георгиевны, Степаниды Алексеевны, урожденной Дробининой. Родился он 10 апреля 1861 г. в Бийске, в семье настоятеля Успенского собора протоиерея Владимира Александровича Дагаева и его супруги Феоктисты.

     Окончил Томскую духовную семинарию по I разряду. 8 ноября 1884 г. Александр Дагаев был рукоположен во священника. С 1888 г. – благочинный церквей Змеиногорского уезда Омской епархии.

     С 30 декабря 1891 г. служил в Покровском соборе города Усть-Каменогорска, одновременно преподавал Закон Божий в Усть-Каменогорской женской гимназии. Благочинный церквей Усть-Каменогорского, Змеиногорского и Зайсанского уездов Семипалатинской области и Томской губернии.

     По воспоминаниям старожилов города Усть-Каменогорска, отец Александр был человеком горячей веры, ревнителем Православия, искренне любящим Бога и свою Родину. А в свободное время увлекался изучением истории Церкви и Российского государства, игрой на музыкальных инструментах, что было любимым занятием его многочисленной семьи.

Протоиерей Александр Дагаев с семьей.

      В период, последовавший за 1917 г., отец Александр твердо отстаивал православную веру и монархию. Он открыто обличал с церковного амвона богоборческую, антихристианскую направленность большевизма, призывал народ стоять за Истину, быть со Христом, отстаивать православную веру. Отец Александр имел огромный авторитет среди жителей Усть-Каменогорска и прилегающих к нему областей, его проповеди оказывали большое нравственное и духовное воздействие на народ.

      После убиения большевиками летом 1918 г. настоятеля Троицкой Крепостной церкви города Усть-Каменогорска отец Александр занял его место. 11 января 1920 г. к отцу Александру в дом пришли вооруженные люди. Это было обеденное время, батюшка сидел за трапезой в окружении своей семьи. Пришедшие потребовали от него пройти с ними. Отец Александр подчинился приказу. Больше его в живых не видели.       Через два месяца матушку Степаниду Алексеевну вызвали в местное ЧК на опознание. Ей показали найденное в проруби Иртыша разрубленное пополам тело ее супруга. От тела были отсечены голова и правая рука. Пальцы усеченной десницы отца Александра были сложены для иерейского благословения. Останки священномученика отдали Степаниде Алексеевне для погребения.

      После расправы над батюшкой из страха подвергнуться той же участи многие отвернулись от его семьи. Степанида Алексеевна вынуждена была уехать в город Павлодар, где скончалась в 1932 г.

     По воспоминаниям старожилов Усть-Каменогорска, отец Александр был похоронен матушкой возле собора Покрова Пресвятой Богородицы, где он долгие годы был настоятелем. В 1930-е гг. церковь была разрушена, в настоящее время на ее месте городской парк. Существует и другая версия, согласно которой отец Александр был похоронен на городском кладбище.

     Протоиерей Александр Дагаев причислен к лику святых Новомучеников и исповедников Российских постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2000 г.

 Священномученик протоиерей Александр Дагаев.

     В семье отца Александра и его супруги было восемь детей: Евфалия, Михаил, Мария, Вевея, Иннокентий, Елена, Серафим, Иван.

      Трагически сложилась судьба мужа дочери Евфалии Подойникова Алексея Порфирьевича. Он родился в 1887 г. в УстьКаменогорске. Будучи священнослужителем, был арестован в городе Риддер Восточно-Казахстанской области 23 августа 1937 г. Осужден «тройкой» при УНКВД по Восточно-Казахстанской области 6 ноября 1937 г. к высшей мере наказания. Реабилитирован 23 апреля 1958 г. президиумом Восточно-Казахстанского областного суда.

      Также известна судьба одного из сыновей – Иннокентия. Он родился в 1899 г. в Усть-Каменогорске. Окончил Томскую духовную семинарию. В период Гражданской войны служил в армии адмирала А.В. Колчака, женился на дочери протоиерея Алексея Дмитриевича Пчелина Раисе. 14 марта 1933 г. был арестован в городе Барнауле, где работал заведующим фотографией горсовета ОСОАВИАХИМа. Был приговорен к 10 годам концлагерей, отбывал наказание в Соловецком лагере особого назначения. Расстрелян 27 октября 1937 г. в Карелии, урочище Сандармох, реабилитирован посмертно. Его супруга Раиса Алексеевна умерла в 1959 г. на 55-м году жизни в Ростове-на-Дону.

     Два младших брата отца Александра – Митрофан и Григорий тоже были священнослужителями и подвергались политическим репрессиям.

Вечная память

     Для сохранения исторической памяти София Георгиевна в последние годы часто встречалась с молодежью, в частности со студентами Свято-Филаретовского православного института. Молодых всегда восхищала четкость её памяти на имена и события, интеллигентность и простота, душевная чуткость. Страдания, перенесенные ею, и почтенные годы не властвовали над ней. В свои 100 с лишним лет эта удивительная женщина сохраняла четкость речи, мысли, памяти и элегантно выглядела. Общение с ней приносило радость и восхищение. О жизни Софии Георгиевны снят документальный фильм «Последний вопрос».

       Софии Георгиевне вместе с сестрой Зоей Георгиевной удалось несколько раз побывать и на родине, в Лебедянке и в Мариинске, поучаствовать в мероприятиях по увековечению памяти жертв репрессий. В 2008 г. на месте массового захоронения расстрелянных в Мариинске на городском кладбище был установлен поклонный крест. На въезде в Мариинск, вблизи дороги, по которой отправлялись в лагеря заключённые, был возведён храм в честь Анастасии Узорешительницы и мемориальный комплекс памяти невинных жертв ГУЛАГа. В честь протоиерея Георгия Непомнящих названа одна из улиц Мариинска. Его память увековечена и в Лебедянке, где батюшка служил: силами местных жителей на месте храма был установлен поклонный крест – благоговейная дань подвигу веры, свершённому скромным сельским священником, его семьёй и другими православными земляками в годы безбожия и гонений на Церковь. Их земные судьбы преждевременно оборвались, но огонь веры, горевший в их сердцах, не должен угаснуть в сердцах современных кузбассовцев, а подвиг их пусть служит высоким примером и нравственным ориентиром.

 

Протоиерей Максим МАЛЬЦЕВ.

Золотые купола. 2018. 30 октября 2018 г.


Назад к списку

Конструктор сайтов православных приходов