Приход святого благоверного князя Димитрия Донского - Выступление на Международных Рождественских чтениях в Москве 2018 г.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Кемеровская епархия, 2-е Кемеровское благочиние
Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего Аристарха, митрополита Кемеровского и Прокопьевского

Выступление на Международных Рождественских чтениях в Москве 2018 г.

СЕКЦИЯ: «Православное краеведение и просвещение. Женский подвиг в истории Церкви (к 100-летию создания Союза православных женщин)»

Православные женщины в огне гражданской войны: в преддверии 100-летия первых мученических подвигов за веру Христову на территории современной Кемеровской области.

С весны 1919 года Кузбасс стал одним из центров антиколчаковского партизанского движения в Сибири. Шли боевые действия, населенные пункты переходили из рук в руки. Жители подвергались преследованиям как с одной, так и с другой стороны то за пособничество правительственным отрядам, то партизанам. Людские судьбы часто определялись тезисом «цель оправдывает средства». При этом люди погибали не только в боях, от болезней, но и от белого и красного террора. Многие из них пострадали непосредственно за веру Христову.

Нами собраны материалы о первомучениках за веру Христову на территории современной Кемеровской области (1918-1919 гг.), это порядка 20 с лишним имен. Батюшки принимали мученическую смерть от рук красных партизан, а в вину им ставилось то, что Господь довел родиться не в бедняцкой, а дворянской семье, или сын служить пошел в белую армию, или просто потому что был священником, а значит, «контрой», врагом. Когда читаешь воспоминания красных партизан, то не можешь не обратить внимания на тот факт, что главными врагами для них были кулаки и попы, с ними они расправлялись с особой жестокостью.

После мученической кончины священника оставалась многодетная вдова. На ее плечи ложилась вся тяжесть содержания семьи, воспитания детей. С установлением советской власти все назначенные пособия семьям погибших священников были упразднены. Как они выживали, что переживали вместе со своими детьми?

С шестью детьми на руках осталась после гибели мужа, священника Александра Соколова, Варвара Васильевна (село Ишим); с восьмью – Надежда Павловна Скворцова, вдова псаломщика из Красного Яра Ижморского района; Аполинария Алексеевна Книжникова, вдова священника из села Томское, тоже с восьмью, младшей дочери было 5 лет; семь детей осталось на руках Евгении Степановны Никодимовой, вдовы священника из села Кольчугино; с пятилетней дочкой на руках осталась вдовой 26-летняя Пелагея Федоровна Одигитриевская из села Старо-Пестерево.

Эти женщины прошли скорбный путь. Их материнскому, жизненному подвигу стоит поклониться сегодня. Ведь они несли его посреди безбожного мира, воспитывая детей, терпя лишения, притеснения, голод и нищету.

Со слов внучек расскажем о судьбе Евдокии Петровны Подлесской. В декабре 1919 года в селе Драчёнино священника Подлесского Матвея Яковлевича и еще нескольких мужчин красные партизаны из отряда Рогова и Новоселова согнали в храм и подожгли. Все происходило на глазах жен и детей. Матушка Евдокия с детьми тоже была там. Младшую дочь Елену (ей было всего 1.5 года) она держала на руках, а все остальные дети стояли, как говорится, мал мала меньше: дочери Серафима, Нина, Руфина и сын Алексей. Для матушки трагедия усугублялась еще и тем, что старший сын Владимир, учившийся в гимназии в Томске, собирался приехать домой еще на Рождество, но не приехал, и никаких известий о нем не было. Выдержать такие испытания оказалось непросто, Евдокия Петровна потеряла разум. Постепенно сознание к ней вернулось. Вернулось и осознание того, что на руках у нее малые дети, ради которых надо жить, которых надо поднимать. И она кормила, обувала и одевала шестерых детей. Бывшая попадья бралась за любую работу: кем она только не работала – и мыла, и стирала, и шила, и сено косила, и пшеницу жала, даже печи умела класть. Несладкой оказалась судьба бывшей попадьи. Но она вырастила и вывела в люди всех детей, вынянчила девятерых внуков, всем им была крестной матерью. На этом пути помогала вера в Бога, его заступничество да добрые люди. Умерла Евдокия Петровна Подлесская в январе 1966 года на 92 году жизни, похоронена в Белгороде на кладбище Николо-Иоасафовского собора, прихожанкой которого она была долгие годы.

В годы Гражданской войны мученическую смерть принимали и женщины. Одна из них – Анна Степановна Бакановская – учительница Закона Божиего церковно-приходской школы села Николаевского Мариинского уезда (сегодня Чебулинский район).

10 мая 1919 года. Самый разгар Гражданской войны. В село Николаевка нагрянули партизаны отряда В. Шевелева-Лубкова и принялись грабить имущество священника Николаевской церкви отца Андрея Конычева.

Подробности доносят до нас «Томские Епархиальные ведомости»:

«Хозяина дома не было и вся злоба грабителей обрушилась на его беззащитную жену. На помощь к бедной женщине прибежала учительница местной школы Анна Степановна Бакановская, которая стала смело уговаривать бандитов.

- Ты кто такая?

- Учительница…

- Небось и закон Божий преподаешь?

- Конечно преподаю. Если не учить детей Закону Божию, то они будут такими же негодяями, как вы.

Учительницу выволокли на улицу и отрубили ей голову…»

К сожалению, никаких других сведений об этой женщине не имеем. Но ее мученический подвиг достоин уважения.

В майские дни 1919 года драматические события разворачивались и в селе Дмитриевка Барзасской волости Щегловского уезда (сегодня это территория Кемеровского района). При очередном налете партизан из отряда В. П. Шевелева-Лубкова пострадала супруга священника Никольской церкви Марина Павловна Писемская и ее односельчане.

О матушке Марине удалось найти некоторые сведения. Родилась она 25 февраля 1892 года в семье потомственного дворянина Павла Павловича Сухорукова. Замуж вышла за Владимира Николаевича Писемского, окончившего Костромскую духовную семинарию и служившего в разных приходах Томской епархии. В село Дмитриевка семья переезжает 15 февраля 1914 года, когда отец Владимир получает назначение в местный Никольский храм.

Батюшка преподавал Закон Божий в Дмитриевской школе. В школе соседнего поселка Рудниковка преподавала матушка Марина Павловна. Об этом свидетельствовала жительница Рудниковки, бывшая её ученица, Агния Ивановна Струкова (1911 г. р.), с которой мы встречались в конце 90-х годов прошлого века. Имеются и документальные подтверждения.

Приход в Дмитриевке был образован недавно, состоял из переселенцев. Забот у батюшки с матушкой было немало. Своими заботами жила и семья, родители воспитывали детей. Помогал им Павел Павлович Сухоруков, отец матушки, который проживал какое-то время вместе с ними в Дмитриевке.

Жизнь Марины Павловны оборвалась трагически. Ей было всего 27 лет. Была она матерью пятерых детей, старшему из которых Николаю не исполнилось ещё 10 лет, а младшей Ниночке – 2,5 годика.

Первые сведения о гибели матушки Марины получили от А. И. Струковой, которая вспоминала, что матушка была жестоко казнена: ей отрубили голову на берегу реки Барзас в районе деревни Бердовки. Оказавшиеся там случайно рыбаки слышали, как матушка, захлебываясь кровью, хрипела: «Томочка… Ниночка…» О жестоком убийстве рассказывают в деревне и сегодня…

Позднее были найдены документальные подтверждения гибели матушки Марины Писемской. Сначала имя ее нашлось в списке убитых священнослужителей и членов их семей, опубликованном в Новониколаевской газете «Русская речь», потом из рапорта начальника Щегловской уездной милиции стала известна приблизительная дата смерти Марины Павловны (до 18 мая). Наконец удалось найти подробности зверской расправы над матушкой и односельчанами в газете «Сибирская жизнь»:

«16 мая с. г. в поселке Дмитриевском Барзасской волости, на границе Щегловскаго и Мариинскаго уездов, появилась банда красных на лошадях в числе 13 человек. Ограбив волостную земскую управу, пригрозив жителям, что они еще вернутся, большевики выехали из поселка, захватив с собою жену местнаго священника, а также граждан Антонова, Плаксина и секретаря волостной управы Туницкаго.

Выведя всех четырех за поселок, большевики зарубили на месте трех из них, а последняго тяжело изранили. Прежде чем убить, – арестованных истязали, отсекая постепенно пальцы рук, руки, нанося удары по всему телу.

Тела замученных были брошены красными на дороге и опознаны крестьянами и преследующими красных правительственными войсками».

В архивном уголовном деле 1937 года, заведенном в отношении Писемского Владимира Николаевича, записано: «Писемская Марина Павловна расстреляна в 1919 году… красными партизанами, за подготовку к убийству командира партизанского отряда Лубкова, она в то время работала учительницей в поселке Рудниковка и активно боролась против Советской власти». В такое обвинение трудно поверить: православная женщина, мать пяти малолетних детей готовила убийство?! Ещё труднее представить, как она «активно» боролась против советской власти, которой в то время в Сибири не было. Думаем, что основным поводом для убийства явилась классовая ненависть – Марина Павловна была дворянского происхождения. В пользу этой версии говорит и тот факт, что арестованный вместе с матушкой её муж не был убит.

Для города Кузнецка (ныне Новокузнецк) особенно трагическая дата – декабрь 1919 года. В это время здесь побывали красные партизаны нескольких отрядов и устроили самую настоящую бойню: сожгли все четыре церкви, выпустили из тюрьмы уголовников, предали мученической кончине большое количество жителей. Цифры погибших называют разные: от нескольких десятков до нескольких сотен и даже до 2 тысяч (из 4 – проживавших тогда в городе). Спасо-Преображенский собор превратился в место массовых изуверских убийств по классовому признаку. Среди убитых были и многие выдающиеся жители города, в том числе церковно- священнослужители, их родные и близкие.

Мученическую смерть в Преображенском соборе принял священник Алексей Петропавловский, прослуживший здесь восемь лет своей жизни. Остались вдова Мелания Петровна и шестеро детей-сирот, младшей Серафиме не было пяти лет.

Среди погибших и подвергшихся поруганию было много женщин. Зверски убита работавшая переписчицей в земстве 18-летняя Мария Окорокова, дочь старосты Троицкой церкви села Берёзово Иннокентия Львовича Окорокова.

Еще одна жертва – жена старосты Преображенского собора Ольга Леонидовна Окулова. Была она дочерью кузнецкого купца Леонида Никандровича Емельянова. Замуж вышла за Максима Эммануиловича Окулова, служившего сначала приказчиком у Емельянова, а позднее ставшего купцом. В семье родились два сына Иван и Евгений. Ольга Леонидовна занималась воспитанием детей. Семья посещала храм неподалеку от их дома. В мае 1900 года Максим Окулов избирается старостой Преображенского собора, ревностно служит, внося значительные пожертвования на украшение ризницы и другие нужды храма. Был награжден серебряной медалью «За усердие», а также медалью «В память 300-летия царствования Дома Романовых»

В декабре 1919 года прибывшие в город партизаны велят супругам Окуловым идти в собор. Ольга Леонидовна надевает лучшее платье и идет вместе с мужем, благо, что идти недалеко. Они и не предполагали, что это был путь на голгофу. Здесь, в Преображенском соборе, Максим Эммануилович и Ольга Леонидовна были зверски убиты. Во многих публикациях рассказывается о том, что Ольгу Леонидовну изнасиловали на престоле, а потом воткнули ей в живот рублевую свечу.

Список можно продолжать. Мы же подведем некоторые итоги. «Революция и Гражданская война породили общество, полное эйфории, желания в короткий срок достичь земного рая, но потерявшее охранительные инстинкты и взорвавшееся плебейской яростью». (Шекшеев) Жертвами этой ярости стали многие православные люди.

Этим мученическим подвигом одних и исповедническим стоянием в вере других и была спасена Русская Церковь от уничтожения, и подвиг верующих женщин оказался здесь ничуть не менее значим, чем подвиг мужчин.


Назад к списку

Конструктор сайтов православных приходов