Приход святого благоверного князя Димитрия Донского - Выступление на Международных Рождественских чтениях 2015
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Кемеровская епархия, 2-е Кемеровское благочиние
Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего Аристарха, митрополита Кемеровского и Прокопьевского

Выступление на Международных Рождественских чтениях 2015

Выступление протоиерея Максима Мальцева на XXIII Международных Рождественских образовательных чтениях 2015. Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси.

Обновление иконы святого равноапостольного князя Владимира в храме святого благоверного князя Димитрия Донского поселка Барзас

 

Великий князь Владимир. Чудо обновления иконы.

         Немногие имена в нашей истории по своему значению могут сравниться с именем святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси, на века вперед предопределившего духовные судьбы Русской Церкви и русского православного народа. Имя и дело святого Владимира, которого народ назвал Красным Солнышком, связано со всей последующей историей Руси и Русской Церкви. «Им мы обожились и Христа – Истинную Жизнь – познали», – засвидетельствовал святитель Иларион митрополит Киевский и всея Руси в «Слове о законе и благодати», сказанном в день памяти святого Владимира.

        Князь Владимир не просто принял Православие, но воистину принял в свое сердце Христа и, спустя почти тысячу лет после пришествия в мир Спасителя, вошел в служение, равное апостольскому. Святитель Иларион называет его «во владыках апостолом», «подобником» святого Константина Великого, и сравнивает его апостольское благовестие Русской земле с благовестием святых апостолов.  

       Подвиг великого князя продолжили его сыновья, внуки и правнуки, правящие Русской землей в течение почти шести столетий: от Ярослава Мудрого, сделавшего первый шаг к независимому существованию Русской Церкви, до последнего Рюриковича – царя Феодора Иоанновича, при котором в 1589 году Русская Православная Церковь стала пятым самостоятельным патриархатом в диптихе Православных Автокефальных Церквей. Наверное, и все мы можем считать себя духовными детьми, внуками и правнуками князя Владимира.

        Есть в Кузбассе поселок в составе города Берёзовский, называется он Барзас. Если заглянуть в Википедию, то можно узнать, что достопримечательностей в поселке две: памятник воинам, призванным из Барзасского района и погибшим во время Великой Отечественной войны, и храм святого благоверного князя Димитрия Донского. Свою историю приход ведет с 1995 года, в этом году ему 20 лет.

        Чудесное событие произошло в самом начале приходской жизни. История его такова. Вскоре после открытия прихода, в Крещенский Сочельник 18 января 1996 года, местная жительница Ефремова Екатерина Васильевна пожертвовала храму старинную икону. По всей видимости, она оказалась в доме Екатерины Васильевны в те времена, когда закрывали храмы, и люди, чтобы сохранить церковное имущество, разбирали его по домам. То ли от времени, то ли от беды людской, но икона почернела, так что невозможно было понять, кто изображен на ней. С трудом по типичной древнерусской одежде и седой бороде удалось распознать лик крестителя Руси – князя Владимира. Икону поместили у левого клироса, где на нее мало кто обращал внимания.

         Во время Великого поста, перед праздником Святой Пасхи, староста храма Нина Афанасьевна Крылова обнаружила, что икона просветлела: правый верхний угол образа отливал сочным блеском, сквозь черноту как бы просочилась изумительная, тонкая золотая вязь. Икона начала обновляться и постепенно, в течение двух с лишним лет, посветлела полностью, обновилась.

        О чуде обновления иконы писали наши местные епархиальные газеты «Золотые купола» и «Кемеровский Епархиальный Вестник», был сюжет и на Первом канале центрального телевидения.

       Тогда мы еще не знали, что обновление иконы в нашем храме – это звено в череде подобных явлений, происходивших в конце прошлого века. Наталья Васильевна Гришечкина в книге «Чудотворные иконы на Руси» утверждает, что вплоть до ХХ века обновление, мироточение или елеоточение иконы было редким, исключительным явлением. Массовые знамения наблюдаются в России только в ХХ веке. Первый период их пришелся на начало 1920-х годов, второй – на 90-е годы века ХХ.

        Историк С. А. Сошинский, составивший очерк про новоявленные чудеса возрождения святых образов, напечатанный в 1996 году в журнале «Новый мир», писал, что «в волне обновлений 20-х годов следует видеть явление благодати, как бы изливавшейся над Россией и Украиной в начале их трагического пути. Знамения могли означать надежду и радость тем, кто сохранил веру; свидетельствовали о наличии, близости, неустранимости обновляющей Силы, способной и мир обновить так же, как очищались краски икон и золотились купола».

       «Массовые обновления икон указывали, что благодатная помощь не отнята от России, спасение возможно, - размышляет С.А. Сошинский. - Обновленные купола и иконы, краски, дерево, металл, сами камни свидетельствовали о Боге, когда окаменевшие и ослепшие люди отрекались от Него. И заключенный в этом явлении призыв к глубокому покаянию и очищению сейчас для нас так же насущен, как был в те годы».

        Многочисленность знамений в конце ХХ века Н. В. Гришечкина связывает с духовными и историческими процессами, сопровождавшими переломную эпоху: 1991год - распад собиравшегося веками единого государства; огромная страна оказалась ввергнутой в серьезные испытания.

       Но это было и время возрождения Православия в нашей стране, когда после длительного перерыва, насильственного отлучения людей от Церкви открывались приходы, строились новые храмы. Не случайно этот период называют Вторым крещением Руси. Появилась возможность изучения материалов о гонениях на Церковь и преследованиях верующих в ХХ веке, настало время «собирать камни». Старались и мы понять промысел Божий, думали о причинах и смысле обновления иконы святого равноапостольного князя Владимира в нашем храме.

Почему у нас?

       Чтобы попытаться это понять, попробуем проследить историю поселка Барзас. Возник он в девственно дикой сибирской тайге, где не было абсолютно никаких дорог, а во все стороны простирались лишь прекрасные охотничьи угодья. Добывать можно было птицу, пушного зверя, даже медведя и лося. Да еще земные недра хранили несметные богатства…

      1929 год. 35-летнему инженеру-геологу Василию Александровичу Орестову было поручено произвести обследование поймы реки Барзас. Сформировав отряд из 12 человек, Орестов отправился из деревни Дмитриевки, которая с 1914 года была центром Барзасской волости, наименованной так по названию реки Барзас, вниз по течению этой самой реки.

      Сибирская осень рано заморозила реку. Пришлось остановиться около устья реки Шурап. Здесь, в крохотной охотничьей избушке, и разместились прибывшие.

      18 октября 1929 года отряд приступил к поиску пласта сапропелита, который, по предположениям, должен был находиться в этом районе. Одновременно с поисковыми работами - бурением скважин и проходкой шурфов - люди приступили к строительству бараков. Работы двигались крайне медленно, ведь в арсенале оснащения поисковой группы имелись кайла, лопаты, топоры, ручные буры и поперечные пилы.

       Надо сказать, что разведчикам недр сопутствовала удача. Уже 28 октября 1929 года в шурфе на глубине 2,5 метра они обнаружили пласт сапропелевого угля. Это окаменевший органический ил, образовавшийся на дне застойных водоемов много тысячелетий назад, он служит хорошим сырьем для химической промышленности. Путем перегонки сапропелитов получают деготь, бензин и другие жидкие продукты.

        В то время зарождающаяся химическая промышленность в городе Щегловске (ныне Кемерове) нуждалась в сырье, поэтому на месте Барзасского месторождения решено было заложить шахту. А раз есть шахта, значит должен быть поселок. К весне 1930 года на первой в поселке улице, названной Шахтовой, стояло уже около десятка новых бревенчатых домиков.

        В 85-летней истории поселка были разные периоды. Начавшись как шахтовый, он таковым не стал, шахту закрыли в годы большого террора. Стране нужна была древесина, ее начали заготавливать в Барзасской тайге и перерабатывать. Был организован лесхоз, работники которого восстанавливали леса. Ежегодные посадки молодых саженцев деревьев достигали 750 гектаров. Здесь заготавливалось также лекарственное сырье, деловой лес, мед, орехи. Поселок строился, развивался, в 1936 году стал районным центром. На территории района было образовано более 50 крупных и мелких колхозов. Выходила своя районная газета «Искра Барзаса». В годы Великой Отечественной войны Барзас отправлял своих сыновей на защиту Отечества, многие из них не вернулись, полегли на полях сражений, умерли от ран.

         Барзасский район просуществовал как административно-территориальная единица до 1956 года, а сам поселок сегодня входит в состав города Берёзовский.

       Итак, созданный при советской власти, Барзас никогда не имел храма. Место было ненамоленным, приход открывали в не лучший для поселка период. В 90-е годы прошлого века производственная деятельность в нем, как и по всей стране, сокращалась, поселок пустел: люди оставались без работы. Кто-то устраивался на городские предприятия или совсем уезжал из поселка. Многие дома были приобретены городскими жителями и используются до сих пор под дачи.

      А вот чего было в изобилии в этих местах, так это лагерей заключенных. Барзасский район, начиная с конца 1940-х годов, был буквально наводнен ими. В.Д.Чворо пишет в своей книге «Город угля и молодости»: «Чуть ли не в каждой деревне, расположенной вблизи рек Золотой Китат, Барзас, Кельбес и других притоков, находился отдельный лагерный пункт… Заключенные в основном занимались лесозаготовками».

      Районная газета «Искра Барзасса» 14 апреля 1949 года поместила статью «На три дня раньше срока», в которой говорится, что «лесозаготовители Барзасского леспромхоза, где начальник тов. Рыльцев, ведут работу по лесосплаву ... прорыты траншеи в первичных реках для ускорения сплавных работ, проведена мелиорация в 324 км. Соревнуясь по поводу 1 мая, сплавщики приняли обязательство провести сплав на 3 дня раньше срока и сэкономить государственных средств - полмиллиона рублей». По архивным документам стало известно, что Рыльцев И. Е. являлся начальником Кайгадатского лаготделения. Таким образом, выясняется, что этими работами занимались заключенные, которые помогали выполнять народнохозяйственный план. При этом жили в нечеловеческих условиях, умирали от болезней, недоедания, переохлаждения.

       Лагеря начали упразднять в 1954—59 годах, и к моменту образования Берёзовского (1965 год) их уже практически не было. Но об их существовании мы знали. Среди заключенных были не только уголовники и «бытовики», но и политические, и люди, пострадавшие за веру.

       Вот и казалось нам, что не зря обновилась икона святого равноапостольного князя Владимира – не оставил он Русь, пришел крестить и этот искалеченный безбожием уголок своего земного Отечества. А прихожан новообразованного прихода укрепил в вере.

Просветительская миссия

       Тогда решили провести крестный ход с обновившейся иконой святого князя по населенным пунктам бывшего Барзасского района, где в начале ХХ века были храмы или молитвенные дома. К тому времени в архивах городов Томска и Кемерова были найдены сведения о некоторых храмах, удалось встретиться со старожилами сохранившихся до нашего времени сел и деревень.

        Длилась эта акция целый год и проходила в три этапа. Начало было положено в праздник Успения Пресвятой Богородицы 28 августа 1999 года. Крестный ход посвящался 2000-летию Рождества Христова и 70-летию поселка Барзас. Тогда обновившаяся икона впервые покинула наш храм святого Димитрия Донского и вместе с крестным ходом прошествовала по населенным пунктам Второго Кемеровского благочиния, где в память о поруганных святынях были установлены поклонные кресты и отслужены панихиды по священнослужителям и прихожанам. Установили крест и в поселке Арсентьевка – одном из старейших населенных пунктов, вошедших при образовании города Берёзовский в его состав. До 1930 года здесь действовала церковь святителя Николая Чудотворца. Там, где она была, - пустая поляна у самой дороги. Но для верующих это место свято. Они и приехали сюда, чтобы поклониться, покаяться…

        2 июля 2000 года, в День Всех святых, в земле Российской просиявших, участники крестного хода поклонились уничтоженным храмам и клиру сел Ермаки и Кучум, где в 1916 году решением Святейшего Синода была учреждена женская монашеская община в честь Цесаревича Алексия, основанная в 1910 году монахиней Верой, насельницей Александровского Кошлоушского женского монастыря Казанской епархии, для просвещения чувашей, переселившихся в эти края в ходе столыпинской аграрной реформы.

         3 сентября того же года крестоходцы посетили поселок Латыши и деревню Дмитриевку, где гремели бои гражданской войны. В память о кровопролитных сражениях и братской могиле (перенесенной в другой поселок из-за работ, связанных с угледобычей) в Латышах и около могилы в Дмитриевке, в предполагаемом месте массового захоронения участников жестокого боя в декабре 1919 года, были отслужены заупокойные литии. На месте бывшего Никольского храма в Дмитриевке установили поклонный крест, а на чудом сохранившемся доме для причта – мемориальную доску. Везде, где останавливалась икона, служились молебны князю Владимиру, Николаю Чудотворцу, пелись тропари праздничного дня.

         Везде нас ждали православные, жаждущие слова Божьего и священнического благословения. Шли с нами и старожилы, которые вспоминали о несохранившихся храмах, сопровождали вездесущие ребятишки, а кто оставался в огородах, приветливо здоровался, а потом, прощаясь, махал вслед. И сердца всех присутствующих наполнялись христианской любовью, без которой в России жить нельзя, которая пришла к нам благодаря великому князю Владимиру.

         Для возрождения православия в Кузбассе акция имела большое значение. Одна из прихожанок, участница крестного хода, сказала: «Он зажег в сердцах людей огонек надежды, что мы, русские, еще живы и помним свою историю, свои корни, и силы наши крепнут…».

       По благословению архиепископа Кемеровского и Новокузнецкого Софрония в 1999-2000 годах чудотворный образ был провезен по кузбасским городам и храмам. Множество верующих смогли увидеть икону и поклониться святому князю Владимиру.

        В 2002 году Барзасский приход понес невосполнимую утрату. В ночь с 27 на 28 сентября из-за умышленного поджога в храме случился пожар. Полностью сгорела крыша, значительно пострадала внутренняя алтарная часть храма. Сильное повреждение получило внутреннее убранство: иконы, утварь. Всем миром принялись восстанавливать поселковую святыню.

        В трудах нас укрепляла мысль о том, что именно в нашем скромном храме произошло чудо обновления иконы святого князя Владимира. Не сгорела она и при пожаре, хотя образ был поврежден: верхняя часть иконы сильно закоптилась, краски на лике подгорели. Однако через какое-то время икона вновь начала обновляться. Как и прежде проступает золотой фон, и, несмотря на то что краски на лике сильно повреждены, черты его вновь проступают.

        В 2005 году во время проведения выставки, посвященной 75-летию владыки Софрония, образ князя Владимира во второй раз объехал города и веси Кузбасса.

        Продолжались поиски архивных материалов о приходах на территории бывшего Барзасского района. В 2013 году к 100-летию Свято-Никольских приходов в поселке Арсентьевка и деревне Дмитриевке вышла книга «Очерки истории приходов на территории бывшего Барзасского района», где эти материалы систематизированы, проанализированы и представлены широкому кругу читателей, в первую очередь тем, кто интересуется историей родного края, историей Православия на нашей земле.

       По промыслу Божьему, по молитвам святого равноапостольного князя Владимира удалось восстановить существовавший в начале ХХ века Никольский храм в Арсентьевке, построить и освятить мемориальную часовню в деревне Дмитриевке в память о всех жертвах братоубийственной Гражданской войны. Храм и часовня являются приписными к Димитриевскому приходу в Барзасе. А в самом поселке рядом с деревянной церковью, где шли богослужения со времени образования прихода, построен новый красавец-храм, освященный митрополитом Кемеровским и Прокопьевским Аристархом летом 2013 года. Поселки Ермаки и Кучум стали местом традиционных крестных ходов в день памяти Царственных страстотерпцев 17 июля. Участниками крестных ходов становятся прихожане не только Барзаса и Берёзовского, но и Кемерова и Кемеровского района, участвуют в нем игуменьи и насельницы с воспитанницами Серафимо-Покровского монастыря города Ленинска-Кузнецкого и Свято-Успенского монастыря села Елыкаево.

      В сохранении памяти, установлении исторической справедливости видим мы свою просветительскую миссию.

Память

        Икона – главная святыня храма. А день памяти святого равноапостольного князя Владимира в барзасском приходе чтят особо, можно сказать, это наш второй престольный праздник.

        В память о чуде обновления иконы 28 июля 2003 года, в день памяти святого, состоялся крестный ход на источник, находящийся в 1,5 км от храма, и совершен чин его освящения. Позднее на средства предприятия ООО «Барзасский карьер» и других благотворителей была возведена надкладезная часовня в честь того же святого, освященная 28 июля 2005 года.

        С тех пор крестные ходы на источник 28 июля стали традиционными. Они совершаются после Божественной литургии в храме. На источнике служится водосвятный молебен, прихожане и гости, которых собирается много, совершают погружение в освященную воду в специально оборудованной купальне. Традиционным стал и праздничный концерт «Неиссякаемый святой родник», который готовится совместно с управлением культуры и кино администрации Берёзовского городского округа. Творческие коллективы, участвующие в мероприятии, приезжают не только из Берёзовского, но и из Кемерова, Кемеровского района.

        С 2008 года крестные ходы и купание совершаются и в праздник Крещения Господня – целые сутки, при любой погоде люди приезжают, чтобы набрать крещенскую воду и искупаться в «иордани».

         16 июня 1918 года, в тяжелую годину, Святейший Патриарх Тихон обратился к верующим с такими словами: «Великая Россия, удивлявшая весь мир своими подвигами, теперь лежит беспомощная и терпит унижения… Конечно, нужны и преобразования, нужны и реформы. Но главное не в этом. Главное – это возрождение души нашей, об этом надо позаботиться прежде всего… Господь попустил переносить великое страдание, поношение и обиды, попустил потерять многое из того, что мы имели раньше. Но была бы только вера православная, только бы ее не утратил русский народ. Все возвратится ему, все будет у него, и восстанет он, как Иов из гноища своего. Пока будет вера, будет стоять и государство наше». К сказанному хочется добавить: вера, привнесенная на Русь великим князем Владимиром. И повторить слова святителя Илариона Киевского: «Им мы обожились и Христа – Истинную Жизнь – познали». И дай нам Бог через веру христианскую осознать свою ответственность перед историей и грядущими поколениями.

Список литературы и источников

1. Гришечкина Н. В. Чудотворные иконы на Руси. Издательство «Феникс» Ростов-на-Дону, 2006.

2. Житие. Святой равноапостольный великий князь Владимир. [Электронный ресурс] http://days.pravoslavie.ru/Life/life4240.htm (дата обращения 02.01.2015)

3. Максим Мальцев, протоиерей. Очерки истории приходов на территории бывшего Барзасского района. Кемерово, 2013.

4. Святитель Иларион Киевский. Слово о законе и благодати. [Электронный ресурс] http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Kievskij/slovo_o_zakone_i_blagodati (дата обращения 02.01.2015)

5. Святой князь Владимир – апостол и просветитель Руси. Издательский отдел Кемеровской митрополии. Кемерово, 2014.

6. Слово Святейшего Патриарха Тихона к богомольцам при служении в Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Петрограде. 03(16). 06. 1918. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917 – 1943 гг. / Сост. М.Е. Губонин. Москва. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. Братство во Имя Всемилостивого Спаса. 1994.

7. Сошинский. С. А. Чудо обновления (о массовых обновлениях икон и куполов храмов в 20-е годы в Советском Союзе) // Новый мир. 1992. № 6, С. 231-237.

8. Чворо В.Д. Город угля и молодости. Берёзовский, 1994.


Назад к списку

Конструктор сайтов православных приходов