Приход святого благоверного князя Димитрия Донского - Кучум
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Кемеровская епархия, 2-е Кемеровское благочиние
Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего Аристарха, митрополита Кемеровского и Прокопьевского

Кучум

Мы шепчем с крестного пути: «Помилуй, Господи, прости!..» 

 

Наш рассказ - о паломнических поездках в не существующий  сегодня поселок Кучум, где в начале ХХ века была женская монашеская община в честь царевича Алексия Романова.

        Сведения о православной монашеской общине в поселке Кучумовском отцу Максиму удалось найти в  областном государственном архиве города Томска.      

 

      В начале ХХ века бедняки-переселенцы из Самарской, Казанской, Уфимской губерний, в основном чуваши, основали в Мариинском уезде Томской губернии поселок Усть-Кайсас, переименованный в 1912 году в Кучумовский, который в народе стали называть короче – Кучум. В нем указом Томской Консистории № 8122 от 5 марта 1912 года по просьбе переселенцев был открыт православный приход.

     Но просуществовал он недолго, до ноября того же 1912 года, и был переведен в поселок Ермаковский.

     Однако с закрытием прихода духовная жизнь в поселке не оборвалась, центром её стала женская монашеская община. Основала ее  монахиня Вера. Она добровольно взяла на себя миссионерское служение в сибирской глубинке, прибыв сюда из Александровского Кошлоушского женского монастырянаходившегося в Ядринском уезде близ села Кошлоуши при реке Вурнарке, в 18 верстах от ст. Ибреси и в 185 – от Казани. Монашеское имя этой женщины сохранили архивные документы. К сожалению, никаких других сведений о ней не имеем. 

     В 1910 году приехала она в Кучум по просьбе сестер, ранее неё прибывших сюда с целью создания общины и по просьбе жителей поселка «для совершения служб на чувашском языке, так как жители поселка все без исключения чуваши и русский язык плохо понимают».

      На выделенной местными крестьянами по приговору земле монахиня Вера с послушницами обустроились, в оставшемся после перевода прихода в Ермаковское молитвенном доме совершались службы, необходимые требы.

      И сама монахиня Вера, и послушницы неоднократно обращались в разные инстанции с просьбой зарегистрировать их общину.

      В мае 1915 года монахиня Вера и послушницы (в количестве 19 человек) вновь обращаются к Преосвященнейшему Анатолию, епископу Томскому и Алтайскому, с прошением, в котором они, «надеясь на милостивейшее благоволение Вашего Преосвященства», просят ходатайствовать в «последующую Инстанцию об открытии нам женской общины на имя Наследника Цесаревича и Великого князя Алексея Николаевича».

      Ровно за два года до революции, 2 ноября 1915 гола по указу Его Императорского Величества на заседании Святейшего Синода обсуждался вопрос о кучумовской общине. Подчеркивалось, что организованная в 1910 году православная женская община благотворно действует на население, плохо понимающее богослужения на церковно-славянском языке, что послушницы ведут жизнь скромную и занимаются сельским хозяйством. Чувашское население относится к ним вполне доброжелательно. Но сестры не обеспечены «потребными средствами», потому надо выяснить, не представляется ли возможным отвести для них участок земли из «казенной дачи», находящейся близ поселка.

      3 мая 1916 года Святейший Синод вновь обсуждает вопрос об общине монахини Веры и принимает решение: «выделить 300 десятин земли» и «учредить женскую общину с наименованием оной «Алексеевской» с таким количеством сестер, какое община в состоянии будет содержать на собственные средства.

     В Отчете Томского Комитета Православного Миссионерского общества за 1916 год читаем: «С такою же религиозно-просветительною целью указом Св. Синода… учреждена женская община в поселке Кучумовском… И есть надежда, что эта община будет развиваться и принесет несомненную пользу в деле религиозного просвещения. Заметны уже следы развития ея и экономического благосостояния, т.к. некоторые частные лица уже делают заявления о пожертвовании общине малых участков земли. Что касается остальных внутренних учреждений Миссии, то все они находятся в устойчивом экономическом благосостоянии. Такое благосостояние могло быть обозначено только годами»

      А потом началась революция, затем гражданская война, а за ней – долгий богоборческий период…

      О судьбе послушниц женской общины известно мало. В архивных фондах Министерства внутренних дел Российского правительства А.В.Колчака удалось найти единственный документ, проливающий свет на трагические события того сурового времени. Это ежемесячная ведомость об уголовных преступлениях, совершенных в Щегловском уезде. В ней имеются сведения, что 6 сентября 1919 года  «убиты монахиня Алексеевской женской общины и местный крестьянин деревни Кучум, Барзасской волости». Дознание проводилось начальником милиции 2 участка Щегловского уезда. По данным ведомости, преступление не раскрыто «за вскрытием бандитов в тайгу». Имена убитой монахини и крестьянина не названы, т.к. «дознание не окончено», а других ведомостей пока не найдено. В документе также имеются сведения об ограблении «церкви и святыни».

        Кто эта убитая? Если действительно монахиня, то это была Вера. Но дознаватель мог не разобраться в тонкостях различий между монахиней и послушницей. Может, это кто-то из послушниц? Сохранились ли ещё какие-то сведения? Пока неизвестно.

    Гражданская война к этому времени ещё не закончилась, послушницы могли погибнуть в её горниле, могли быть позднее репрессированы... Старожилы утверждают, что их убили, но документальных подтверждений не найдено. Есть сведения, что некоторые после закрытия общины, выйдя замуж, жили мирской жизнью.

     2 июля 2000 года, в день празднования Всех святых, в земле Российской просиявших, по инициативе отца Максима Мальцева священнослужители и православные паломники установили поклонный крест на месте несуществующего поселка, почтили память живших здесь единоверцев.

      20 августа того же 2000 года в истории России и Русской Православной Церкви произошло значимое событие: после продолжительных споров, вызвавших значительный резонанс в обществе, Царская Семья была прославлена в лике святых страстотерпцев. 

     Возобновились крестные ходы в 2009 году. Одним из инициаторов стал руководитель областного культурно-исторического общества "Стяг" Вадим Ермоленко, поддержанный отцом Максимом. Провести крестный ход решено было в день памяти Царственных страстотерпцев 17 июля. Накануне памятные места посетили с целью привести в порядок, подновить установленные девять лет назад поклонные кресты.             

                                  

                      Отец Максим за работой.      

                              

                        Вадим Ермоленко у поклонного креста.

     И вот 17 июля 2009 года от несуществующего села Ермаки до поклонного креста бывшего поселка Кучумовского  прошел крестный ход. Состав его участников был достаточно обширным и разнообразным. В крестном ходе приняли участие  священнослужители протоиерей Александр Демченко, иерей Олег Аксёнов, иерей Павел Андреев и диакон Илья Шкатулов,  прихожане поселка Барзас со своим батюшкой, среди которых были и те, кто устанавливал девять лет назад памятный крест, казаки, монахини и воспитанницы приюта села Елыкаево, верующие,  было много детей. Несмотря на жару, несметное количество комаров и мошек, паломники были счатливы: ведь они смогли побывать на историческом месте, связанном с семьей последнего императора Николая II, поклониться памяти монахини Веры, послушниц, которые почти сто лет назад несли просветительскую миссию, помогая своим землякам, переселившимся в далекую Сибирь, жить с Богом в душе. 

 

В память о посещении Кучума паломникам были подарены иконы святого страстотерпца Алексия и его небесного покровителя - святителя Алексия, митрополита Московского.

                             

     Теперь крестный ход в Кучум стал традиционным, совершается он 17 июля. Иногда  бывает многолюдным, как в 2011 году, когда в шествии приняли участие около 70 человек: духовенство, прихожане храмов Кемеровского района, городов Кемерова и Берёзовский, насельницы Свято-Серафимо-Покровского женского монастыря в г. Ленинске-Кузнецком и Свято-Успенского женского монастыря в с. Елыкаево.Вновь были отслужены молебны и заупокойные литии с поминовением священнослужителей и прихожан бывших поселков Ермаковского и Кучумовского, которые стали известны в результате архивных поисков.

    Еще более многолюдным крестный ход был в 2013 году, когда крестоходцы  проделали свой путь в пятый раз.  В тот год Кузбасс вместе с Русской Православной Церковью отмечал 400-летие начала правления династии Романовых и 95-летие мученической кончины последнего российского императора и всей царской семьи.Участие в крестном ходе приняли благочинный второго Кемеровского округа иерей Константин Федяев, священнослужители второго Кемеровского благочиния, игумении и насельницы женских монастырей из Елыкаева и Ленинска-Кузнецкого, казачество и около 100 прихожан из храмов Кемеровского района, городов Кемерово и Березовский.Во главе колонны в этот раз крестоходцы пронесли крест-мощевик с частицей Ризы Господней и частицами мощей 21 святого, временно принесенный в Кузбасскую митрополию из Петрозаводской епархии, а также ковчег с частицей мощей святителя Макария (Невского), митрополита Московского и Коломенского, который при жизни благословлял открытие в Кучуме Свято-Алексиевской общины.

       

 

И вновь в память о посещении этих мест паломникам подарили иконки.

В 2012 году в этих памятных местах  деревянные кресты были заменены на каменные, более долговечные.

                               

Поклонный камень у бывшего села Ермаковского в честь существовавшего здесь храма Казанской иконы Божией Матери.

 Иногда паломников бывает не так много, но значимость события не уменьшается. Так было 17 июля 2010 года: прихожане вместе с отцом Максимом посетили Кучум, чтобы отслужить молебен в честь 100-летия основания монашеской общины и 10-летия установления поклонного креста. У освященного источника встретились со священнослужителями Свято-Успенского монастыря села Елыкаево, которые также приехали помянуть насельниц монашеской общины.

      Паломники у поклонного креста. 2010 год.

      

Встреча у святого источника.

        Немногочисленным был крестный ход и в 2014 году. Но ни малое количество паломников, ни моросящий дождь не могли испортить того благостного настроения, которое овладевает всегда во время поездки.

Кучум. 2014 год.

       Крестный ход 2015 года начался по традиции у поклонного камня в честь существовавшего в начале ХХ века храма  Казанской иконы Божией Матери в поселке Ермаковском. Уже во время службы к нам присоединились паломники из епархиальной паломнической службы.

Паломники у поклонного креста в честь храма Казанской иконы Божией Матери у бывшего поселка Ермаки. 2015 год.

      После молебна на месте бывшей монашеской общины выяснилось, что среди паломников есть уроженцы села Кучумовского. Мы познакомились с Тихоновой Анной Ивановной, Козловой Юлией Ивановной, Смирновой Валентиной Васильевной. Женщины были очень признательны за возможность посетить родные места вместе с крестоходцами, поучаствовать в совместной молитве, помянуть и своих родных и близких. Анна Ивановна родилась в Кучуме в 1943 году, здесь выросла. Помнит, как пешком ходили в Ермаки за хлебом, как бегали босиком. Окончила семилетнюю школу, учителя были очень хорошие. Красивой помнится ей и деревня, а жители - добрыми и милосердными. Двери в деревне никогда не запирали, все было открыто.

       Юлия Ивановна со слов мамы рассказала о том, что кучумовские монахини Дуняша и Агаша жили в Кемерове. Будучи уже старенькими, они пекли просфоры в церкви, которая находилась недалеко от бывшего кинотеатра "Москва" (Знаменская церковь).

 

Завершение крестного хода. Кучум. 2015 год.

             Крестный ход 2016 года начался с молебна у строящегося храма Святым благоверным князьям Борису и Глебу в деревне Осиновка.

         Уже во время молебна начал накрапывать дождь.

         А когда многочисленные паломники по просьбе отца Александра Демченко отправились крестным ходом по Осиновке, моля о скором и благополучном завершении строительства, разразилась страшная гроза. Когда говорят, что "дождь льет как из ведра", это про тот случай. Небо было черным, без единого просвета. Раскаты грома над головами идущих, всполохи молний. Но люди шли, хотя не спасали от ливня даже зонты. 

          Крестоходцы дошли до конца деревни, и гроза прекратилась. Можно было ехать дальше. Но на своем автобусе мы смогли доехать только до Ермаков. В Кучум в этот год мы не попали, автобус не смог преодолеть раскисшую дорогу.

Молебен у поклонного креста в честь существовавшей в поселке Ермаковском церкви  Казанской иконы Божией Матери. 2016 год.

       Приехав 17 июля 2017 года в Осиновку, мы были приятно удивлены: храм в честь святых Бориса и Глеба был построен, обустроен. Молебен служили уже в новом храме.

Красавец храм.

Во время молебна.

      Бог услышал молитвы многочисленных паломников, отец Александр сумел сделать невозможное: за такой короткий срок завершить все дела и освятить храм. 

СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!

     

  Поездка 2017 года прошла благополучно, ничто не мешало в этот раз совершать моление, в очередной раз послушать о давно произошедших событиях, пообщаться с паломниками из других мест.

          Побывали и святого источника, испили водицы, набрали и с собой.

 

                                                      

 

Вот только красавец кедр что-то начал желтеть. Жаль!

       

Год 2018. 17 июля. 100-летие трагического события в истории нашей страны - убиение в Екатеринбурге Николая Александровича Романова, всей его семьи, доктора Боткина и нескольких человек из прислуги. В этот день мы в десятый раз совершили паломническую поездку к месту когда-то существовавших здесь поселков Ермаки и Кучум, помолились о принявших век назад мученическую кончину. Молебен и литию совершил отец Максим в сослужении батюши Андрея, настоятеля храма Николая Чудотворца в Березовском, и диакона Никольского храма г. Кемерово отца Дионисия.

Из храма святых благоверных князей Бориса и Глеба в Осиновке с нами прибыла икона цесаревича Алексия.

Молебен у поклонного креста бывшего поселка Ермаки.

Крестный ход к поклонному кресту на месте бывшей женской монашеской общины в честь цесаревича Алексия.

Отец Максим рассказывает о трагических событиях.

 

Вечная память!

Водосвятный молебен у источника.

Трапеза в храме  святых благоверных князей Бориса и Глеба в Осиновке в заключение поездки.

На память настоящим и будущим казакам.

 

память

Царские дни в Кузбассе

17 июля, в день памяти Святых Царственных страстотерпцев, в Кемеровском районе прошел ежегодный крестный ход в память 100-летия мученической кончины царской семьи и о насельницах бывшей женской монашеской общины в честь цесаревича Алексея, сына императора Николая II. Нынешнее шествие стало уже десятым по счету.

Почтить память насельниц обители и их небесных покровителей отправились духовенство и прихожане храмов из городов Кемерово, Березовский и Кемеровского района, представители казачества. Возглавили крестный ход протоиерей Александр Демченко, настоятель храма св. Бориса и Глеба с. Осиновка Кемеровского района, протоиерей Максим Мальцев, председатель комиссии по канонизации святых Кемеровской епархии, иерей Андрей Киреев, настоятель храма свт. Николая Чудотворца г. Березовский, и диакон Дионисий Скворцов, клирик Никольского собора г. Кемерово.

Маршрут крестоходцев пролегал от бывшего поселка Ермаки до села Кучум, что в 30 км от Кемерова. Эти населенные пункты уже не существуют, но жители близлежащих мест до сих пор помнят о них. В последнем постановлением Святейшего Синода с 1916 года действовала женская монашеская община в честь наследника российского престола – цесаревича Алексея Николаевича. Место это для Кузбасса уникальное, напрямую связано с семьей последнего российского императора. В 1920-х годах с приходом к власти большевиков развивавшаяся обитель была разорена и разрушена. О судьбе 17-ти ее насельниц во главе с монахиней Верой до сих пор мало что известно.

В Ермаках и Кучуме были совершены молебны у памятных камней. В первом мемориал установлен в память о существовавшем здесь в начале ХХ века храме Казанской иконы Божией Матери, во втором – о Свято-Алексиевском храме, действовавшем во времена монашеской общины. По пути верующие посетили святой источник, где совершили водосвятный молебен.

Золотые купола. 31 июля 2018.

 Смотри раздел "Фотогалерея"

 

Год 2019. Мы вновь в Осиновке, в храме святых благоверных князей Бориса и Глеба. С молебна в нем, который совершил митрофорный протоиерей Александр Демченко в сослужении протоиереев Максима Мальцева, Александра Томы, иерея Андрея Киреева, начинается теперь наш крестный ход в Кучум.

 Отец Александр Демченко назвал наш крестный ход уникальным и очень важным: ведь он призван хранить память о далеких событиях, о благочестивых людях, живших в то время. Батюшка выразил надежду, что и о нас через 100 лет, даст Бог, вспомнят потомки.

Кадеты казачьей дружины у поклонного креста бывшего поселка Ермаки.

Молебен и лития в память о священнослужителях и прихожанах храма в честь иконы Казанской Божией Матери.

Служба у поклонного креста на месте бывшего поселка Кучум. 

Фотография на память.

Отец Максим с жительницами поселка Кучум, которые вместе с нами приезжают сюда уже не первый год: справа налево - Тихонова Анна Ивановна, Смирнова Валентина Васильевна, Козлова Юлия Ивановна и уроженка Рудниковки, теперь жительница Осиновки Зиновьева Павлина Андреевна . 

- Зачем мы приезжаем сюда уже одиннадцатый раз и в жару, и в дождь как сегодня? -  задает вопрос батюшка. - Это место - одно из немногих в Кузбассе, связанное с Семьей последнего российского императора Николая II. Более ста лет назад монахиня Вера и насельницы просили Святейший Синод об образовании здесь монашеской общины в честь наследника престола цесаревича Алексия. Мы здесь, чтобы сохранить и почтить память святых царственных стартотерпцев: Императора Николая II, Императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Агастисии, доктора Боткина, причисленного к лику святых в 2016 году, а также монахини Веры, послушниц обители, прихожан, чьи имена сохранили фонды архива Томской области. Мы здесь, чтобы ощутить сопричастность к событиям, происходившим и здесь, и в России более ста лет назад.

 

Крест на месте строительства храма Державной иконы Божией Матери, монастырь Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме. Фото предоставлено пресс-службой Патриарха Московского и всея Руси

Крест на месте строительства храма Державной иконы Божией Матери, монастырь Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме. Фото предоставлено пресс-службой Патриарха Московского и всея Руси.

 

 

Память сердца кузбасских паломников

Одиннадцатый крестный ход от Ермаков до Кучумовского

В день памяти Царственных страстотерпцев, 17 июля, состоялся традиционный Крестный ход в Кемеровском районе от села Ермаки до поселка Кучумовский (исчезнувших с карты Кузбасса), посвященный монашеской женской общине имени цесаревича Алексея Романова, причисленного к лику святых страстотерпцев. Первый крестный ход был совершен десять лет назад (в 2009 году). Его инициаторами стали протоиерей Максим Мальцев, председатель Комиссии по канонизации святых Кемеровской епархии, и руководитель областного культурно-исторического общества «Стяг» Вадим Ермоленко.

Почтить память насельниц Алексеевской монашеской женской общины, священников и православных мирян прихода храма Казанской иконы Божией Матери села Ермаки в этом году собралось около 40 человек: в основном прихожане храмов города Березовский и поселка Барзас, села Осиновка и поселка Разведчик. Особенно было приятно видеть юных ребят из казачьей кадетской дружины храма святого благоверного князя Димитрия Донского (поселок Барзас).

Приняли участие в Крестном ходе и местные жители, которые помнят те времена, когда в деревне Ермаки и поселке Кучумовский проживало по несколько сотен человек, а в Кучумовском действовала школа. Поселения были исключены из учетных данных в 1974 и 1977 году, сейчас о них напоминают поклонные Кресты и памятные камни.

Перед тем, как совершить Крестный ход, паломники посетили храм святых благоверных князей Бориса и Глеба в селе Осиновка, освященный в июне 2107 года. Его настоятель, митрофорный протоиерей Александр Демченко совершил молебен в память о невинно убиенном святом цесаревиче Алексее, монахинях и послушницах общины, благословил паломников на благое дело.

Менее чем через час мы были у поклонного Креста, установленного в память о приходе храма Казанской иконы Божией матери. Этот православный приход был основан почти 107 лет назад, 30 ноября 1912 года. Он просуществовал до начала 1930-х годов, но о его деятельности известно крайне мало. В советские времена храм был закрыт, церковное здание переоборудовано под маслобойню…

Судьба священников и прихожан неизвестна. В памяти осталось лишь несколько имен, которые протоиерей Максим Мальцев помянул во время молебна и заупокойной литии, совершенных им в сослужении с протоиереем Александром Тома, настоятелем храма Тихвинской иконы Божией Матери, и иереем Андреем Киреевым, настоятелем храма святителя Николая Чудотворца (г. Березовский).

Во время Крестного хода на 400-летие династии Романовых в 2013 году стояла 30-градусная жара, а колонну православных верующих возглавляли казаки, несшие Крест-мощевик с 21 частицей мощей святых и мучеников, прибывший из Петрозаводской епархии… В этот раз зарядил проливной дождь, словно природа оплакивала Царственных страстотерпцев и кузбасских новомучеников. Поэтому паломники большую часть пути проехали на автобусе.

Возле камня и креста в память об Алексеевском храме и монашеской женской общине отец Максим рассказал об истории создания обители. Основала ее монахиня Вера, которая посвятила себя миссионерскому служению в сибирской глубинке, прибыла по просьбе сестер в 1910 году в забытый Богом поселок из Александровского Кошлоушского женского монастыря Казанской епархии. К сожалению, других сведений, включая и мирскую фамилию, о ней нет. 

Целью создания общины было просвещение жителей поселка, в основном чувашей-переселенцев из Самарской, Казанской и Уфимской губерний, которые в начале 1900-х годов основали здесь поселок Усть-Кайсас (с 1912 года – Кучумовский)

В мае 1915 года монахиня Вера и 19 послушниц вновь обратились к епископу Томскому и Алтайскому Анатолию с прошением о создании женской общины «на имя наследника-Цесаревича и Великого князя Алексея Николаевича». И 3 мая 1916 года Святейший Синод, обсудив вопрос об общине монахини Веры, принял решение: «выделить 300 десятин земли» и «учредить женскую общину с наименованием оной «Алексеевской». Трудно переоценить значение деятельности женской монашеской общины при обращении инородцев в православную веру. В метрических книгах сохранились записи о крещении десятков жителей поселка.

Однако в 1920-х годах обитель была разорена, а храм закрыт, в его здании поместили пилораму. Сохранились сведения, что 6 сентября 1919 года были «убиты монахиня Алексеевской женской общины и местный крестьянин деревни Кучум Барзасской волости». Преступление так и не удалось раскрыть: бандиты скрылись в тайге. Имена убитой монахини и крестьянина также остались неизвестными. Остается лишь гадать, была ли это монахиня Вера или другая «невеста Христова» из монашеской общины...

После совершения молебна и панихиды по Царственным страстотерпцам, монахине и послушницам, православным мирянам часть паломников отправились к святому источнику и поклонному кресту в честь святителя Алексия, митрополита московского и всея Руси Чудотворца, освященным 18 октября 2009 года. Здесь они с молитвой набрали родниковой воды.

На обратном пути удалось увидеть невдалеке от Осиновки еще одну достопримечательность – черную березу, редчайшее для нашего края дерево. Обычно она растет в Карелии, Приморском крае, однако благодаря уходу одного из местных жителей, прижилась и в Кемеровском районе.

За десять лет, в течение которых (каюсь!) не участвовал в крестных ходах в память о Царственных страстотерпцах, в этих местах произошли изменения. В бывшем селе Ермаки неизвестный благотворитель установил новый поклонный крест, на заброшенных землях строятся новые дома, возникают фермерские хозяйства, в деревне Осиновка возведен деревянный, шатровый храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба…

Но главное, что в душах и сердцах паломников, ежегодно приезжающих сюда, продолжает жить память о невинно убиенных членах царской семьи, о разоренных монашеской обители и храмах, об исчезнувших с карты Кузбасса селах и поселках. А это уже немало.

Дмитрий Толстобров.

Золотые купола. Июль. 2019.

 

 

Крестный ход, ставший «кровной» традицией

В нынешнем 2021 году 17 июля в крестном ходе памяти Царственных страстотерпцев приняли участие более двадцати паломников – прихожане храмов городов Кемерова и Берёзовского, поселка Барзас. Традиционный крестный ход проводится по инициативе протоиерея Максима Мальцева, председателя епархиальной Комиссии по канонизации святых, настоятеля храма святого благоверного князя Димитрия Донского поселка Барзас, уже двенадцать лет. Пролегает он по ставшему до боли знакомым за эти годы маршруту: от села Ермаки до поселка Кучумовский Кемеровского района, исчезнувших с карты Кузбасса более 40 лет назад. Некоторые из постоянных его участников помнят установку поклонных крестов 2 июля 2000 года и позднее памятных камней на месте «угасших» поселений.

В этом году крестоходцы традиционно посетили храм святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба в деревне Осиновка. Почтив святыни храма, паломники отправились к месту бывшего села Ермаки, где в 1912 году был основан православный приход в честь иконы Казанской Божией Матери. В начале 1930-х годов он был закрыт, переоборудован под маслобойню. Но архивные документы сохранили имена священников, прихожан, которых отец Максим вместе с паломниками и помянул во время заупокойной литии.

Молебен у бывшего села Ермаковского, где был храм в честь Казанской иконы Божией Матери.

Всего через семь километров от Ермаков располагается другое историческое, памятное место: поселок Кучумовский (до 1912 года Усть-Кайсас). Именно в нем в 1916 году была создана монашеская женская община имени цесаревича Алексея.

У поклонного креста на месте монашеской общины в честь цесаревича Алексея в селе Кучумовском.

О монахине Вере, Алексеевской общине рассказывает паломникам отец Максим.

– Основала ее по решению Священного Синода, благословлению святителя Макария (Невского) монахиня Вера, приехавшая в сибирскую глубинку из Александровского Кошлоушского женского монастыря Казанской епархии, – рассказал протоиерей Максим Мальцев. – Цель ее миссии – просвещение чувашей-переселенцев, прибывших в наши края из Самарской, Казанской и Уфимской губерний. В результате ее миссионерской деятельности была создана Алексеевская община, состоящая из 17 послушниц, построен молитвенный дом, жилые и хозяйственные помещения, крещены десятки местных жителей.

Однако обитель просуществовала лишь несколько лет: в 1920-х годах ее окончательно разорили, позднее закрыли и храм, его здание приспособили под пилораму. Судьба монахини Веры, насельниц общины доподлинно неизвестна: скорее всего, во времена «красного Антихриста» она сложилась весьма трагично…

Во время панихиды прозвучали имена настоятельницы, послушниц, православных мирян.

Последний крестный ход памятен еще и тем, считает отец Максим, что 130 лет назад, в 1891 году, цесаревич Николай во время путешествия по необъятным просторам России посетил будущую Кемеровскую область, останавливался в Мариинске.

Остается добавить, что за двенадцать лет исторические места поселений Ермаки и Кучум посетили сотни верующих: прихожане храмов областного центра и Кемеровского района, казаки и казачьи кадеты, насельницы Свято-Серафимо-Покровского женского монастыря (г. Ленинск-Кузнецкий), Успенского женского монастыря села Елыкаево… В крестных ходах часто участвовали и уроженки поселка Кучумовский – Анна Тихонова, Юлия Козлова, Валентина Смирнова и другие. Они помнят времена, когда в поселке проживало несколько сотен жителей, а они обучались в семилетней школе. Это ли не свидетельство, что память о насельницах Алексеевской монашеской общины, священниках и православных верующих продолжает жить в сердцах людей. А крестный ходы памяти Царственных страстотерпцев стали для них зовом души.

Дмитрий Толстобров.

 

 

Подробнее о приходах в переселенческих поселках Ермаки и Кучум можно прочитать в книге "Очерки истории приходов на территории бывшего Барзасского района". Протоиерей Максим Мальцев. Кемерово. 2013.

Для справки: населенный пункт Ермаки исключен из учетных данных решением ОИК № 480 от 4 ноября 1974 года, Кучум - решением ОИК № 133 от 30 марта 1977 года.

 

 


Назад к списку

Конструктор сайтов православных приходов